Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Прогрессивный налог. Олигархи начинают торг: «22% - это очень много, хватит и 18%»

Олигархи выторговывают себе процент под видом заботы о «социальной справедливости»

5813
Прогрессивный налог. Олигархи начинают торг: "22% - это очень много, хватит и 18%"
Фото: picture alliance / Klaus Ohlensc/TASS
Материал комментируют:

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин призвал российские власти ограничить размер ставок планируемого к введению прогрессивного налога на доходы физических лиц максимальной планкой в 18%, а также рассмотреть возможность сокращения самого количества ступеней этой прогрессии.

В целом, подчеркнул он, сам вопрос о введении прогрессивной шкалы налога на доходы в обществе давно назрел. Такой подход отражает запрос граждан на социальную справедливость — всем очевидно, что те, кто имеет более высокие доходы, должен платить больше. Однако предложенная российским Минфином пятиступенчатая шкала налогов может стать причиной ухода богатых в серую зону и увеличить нагрузку на средний класс — инженеров и высококвалифицированных рабочих.

Читайте также

Чтобы это не произошло, считает Александр Шохин, надо упростить предложенную фискалами схему до следующих значений:

— налог 13% взимать с граждан при доходах до 5 млн руб в год (Минфин предлагает доход до 2,4 млн рублей в год оставить с налогом в 13%, а доход от 2,4 до 5 млн рублей обложить налогом в 15%);

— налог в 15% взимать при доходах от 5 млн до 50 млн руб в год (по версии Минфина доход в 5−20 млн рублей следует обложить налогом в 18%, а в 20−50 млн рублей налогом в 20%);

— налог в 18% взимать при доходах свыше 50 млн руб в год (Минфин предлагает распространить на эти доходы максимальную ставку в 22%).

«Не очевидно, что нужно делать такую длинную шкалу ставок и более радикально повышать ставку НДФЛ до 22%. Такая длинная шкала с достаточно высокой предельной ставкой будет способствовать усложнению администрирования и уходу граждан с высокими доходами в серую зону, что приведет к размытию налоговой базы», — резюмировал Александр Шохин.

Есть ли в рассуждении главы РСПП здравое рациональное зерно? Или мы сейчас наблюдаем банальный торг олигархов с правительством, завернутый в красивую обертку «заботы о социальной справедливости»?

— Для меня лично немного странновато выглядит выступление РСПП, потому что Союз имел возможность внести свои предложения еще до даже до того, как начали проводится слушания по эаконопроекту о введении шкалы прогрессивного налога, — высказал свое мнение на этот счет экономист Никита Масленников.

— Впрочем, я не думаю, что мы наблюдем «торг за проценты» в чистом виде. Все-таки в предложении РСПП есть определенные резоны. Да, вопрос по налогам, судя по всему, сложился и назрел, общество требует социальной справедливости. Но нужно еще раз оценить и взвесить риски этой новой налоговой шкалы.

«СП»: В чем они состоят?

— Прежде всего надо понимать, что даже в привычной налоговой системе практически пятая часть всех налоговых поступлений — 19% - приходилась на 0,3% населения России. Это не то, чтобы довод в пользу нынешней позиции РСПП, но повод по крайней мере серьезно задуматься над рисками, которые могут возникнуть в первый же год действия этой новой прогрессивной налоговой шкалы, раз уж мы решили наконец ее вводить.

Первый риск состоит в том, что предприниматели могут начать снижать официальные заработные платы своим работникам, чтобы подстроиться под новые рамки налогообложения. Если они выплачивают зарплаты свыше 2,4 млн рублей в год, у них, естественно, от этих объемов зависят социальные взносы и отчисления. А платить-то, по идее, должны больше, потому что у нас дефицит на рынке труда и конкурентная борьба за квалифицированных специалистов. А тут налоговая шкала в теории может подталкивать к занижению выплат и введение других простейших серых схем, что отразиться на конкретных занятых гражданах.

Второй риск заключается в компенсации различных социальных пакетов и развитии корпоративных пенсий. Эти компенсации вполне логичны, но понять, насколько налоговые вычеты при новой прогрессивной шкале налогообложения будут эти меры социальной поддержки стимулировать, пока затруднительно. А ведь нам для развития требуются инвестиции не только в производственные процессы и технологии, но и в человеческий капитал.

Третий риск заключается в том, что, на мой взгляд, честно говоря, предлагаемая властями прогрессивная налоговая шкала не слишком-то располагает к вложениям в ценные бумаги и фондовый рынок. Те, у кого доходы от подобных вложений превышают отметку в 2,4 млн рублей в год, автоматически попадают на более высокую налоговую ставку. При не слишком пока четко прописанных других инвестиционных стимулов это может привести к сокращению дивидендных выплат. Зачем инвесторам при существующих раскладах вообще вкладываться, если существует такой риск?

Все эти риски, конечно, не напрямую связаны с обсуждаемой прогрессивной шкалой налогообложения, но косвенно зависят от нее. И заявления РСПП продиктованы, как мне думается, именно стремлением найти некий баланс между интересами работников и работодателей. Тем более что законопроект только еще обсуждается, и многие рисковые моменты вполне могут быть убраны прямо на старте.

Читайте также

«СП»: То есть существует вероятность того, что к моменту окончательного принятия и вступления в силу законопроекта о прогрессивной шкале налогообложения конкретные размеры ставок и порогов могут заметно поменяться?

— Мне лично кажется, что такое вряд ли произойдет. Слишком уж со всех сторон высказывается много одобрения этому шагу монетарных властей. А главное — высказывается аргумент, что при введении в действие новой прогрессивной шкалы налогообложения не произойдет никаких социальных «взрывов», хотя бы отдаленно приближающихся по градусу своего накала к общественному недовольству после повышения возраста выхода на пенсию. Реакция обещает быть спокойной, без существенных всплесков. А раз так, по существенно перекраивать предложенную шкалу вряд ли кто-то будет

Однако, несмотря на это, озаботиться существующими потенциальными рисками при введении нового налога на доходы физлиц все же стоит. Медианное значение размера существующей инфляции к 14% подберется где-то к 2026 году, а налоговая система останется незыблемой до 2030, предложение существенно отстает от спроса.

В такой ситуации качественные вещи, которые гражданам необходимы, не станут им широко доступны. И при том, что большинство предпринимателей могут начать удерживать зарплаты граждан в нижнем диапазоне шкалы, я не исключаю, что нижний «порог отсечения» может повыситься, скажем, до уровня в пять миллионов рублей в год.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Игорь Николайчук

Эксперт по международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня