Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Михаил Делягин: Четыре радикальных шага для выхода российской экономики из тупика

Сегодня экономика, как и в 90-е, ориентирована на поощрение финансовых спекуляций за счет подавления промышленного производства

11189
На фото: экономист Михаил Делягин
На фото: экономист Михаил Делягин (Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС)

Несмотря на прекрасные статистические данные первого полугодия, включая великолепное исполнение федерального бюджета (Фонд национального благосостояния вырос до 12,6 трлн.руб., дефицит — 929 млрд.руб. — в 2,5 раза ниже прошлогоднего), в июне показатели промышленного роста резко затормозились.

Промышленный рост снизился с 5,6% в первом до 3,7% во втором квартале, в том числе в июне — до 1,9% (по сравнению с 5,7% в аналогичном периоде прошлого года). В июне увеличение промышленного производства было обеспечено обрабатывающей промышленностью, а также водоснабжением и сбором отходов (рост на 4,6% и 6,4%) при спаде в добывающей промышленности на 3,1%.

Но и в обрабатывающей промышленности в производстве машин и оборудования рост первых пяти месяцев (по отношению к аналогичному периоду прошлого года) на 2% в июне сменился обвалом аж на 19% (который невозможно объяснить, например, меньшим количеством рабочих дней по сравнению с прошлогодним июнем), рост в химической промышленности снизился с 6,5 до 1,6%, в выпуске электрооборудования — с 10,7 до 2,6%, в электронике — с 1,4 до 1,2 раза.

Читайте также
Прогрессивная шкала налогообложения: перспективы и недостатки Прогрессивная шкала налогообложения: перспективы и недостатки Необходимы тщательный анализ и оперативная корректировка налоговой системы

Производство бензина сократилось в июне на 23,5% (по общеизвестным внеэкономическим причинам), металлургической продукции — на 1,3%.

Непосредственных экономических причин этого много. Здесь и вероятное исчерпание резервов производственных мощностей и квалифицированных работников, и чрезмерно жесткая финансовая политика, и умеряемая лишь санкциями полная открытость экономики внешней конкуренции, и производящая впечатление полного нежелания неспособность либеральных «фиктивных менеджеров» выстроить контуры международных расчетов взамен разрушаемых «вторичными санкциями».

Однако даже механическое смягчение этих проблем в принципе невозможно без смены самой модели экономического развития России, в основных чертах унаследованной, несмотря на грохот патриотической риторики, из кровавых для народа и благословенных для привластных либералов 90-х годов.

Сегодня экономика по-прежнему ориентирована на поощрение финансовых спекуляций за счет подавления производства добавленной стоимости (достаточно сравнить прибыль банков и всей остальной экономики).

Это обуславливает вывоз капиталов, молодежи (которую либеральная система образования делает несоответствующей потребностям страны) и сырья при ввозе продукции его переработки. Вся система государственного регулирования, лишь за подтверждающими это правило исключениями, работает на закрепление этой колониальной по сути модели.

Поэтому нормальное развитие (не говоря уже о победе в военных действиях) требует коренного изменения этого государственного регулирования, в основном сформированного еще в 90-е годы.

Необходимые меры самоочевидны, но они в корне противоречат не только устоявшемуся госрегулированию экономики, но и системе финансово-хозяйственных и административных интересов, сначала сформированных колониальной экономической моделью, а затем ставших главным фактором, поддерживающим ее существование.

Прежде всего, надо оздоровить ключевые элементы государственного регулирования экономики, вернув их со службы спекулянтам на службу народу. Ведь государство — это мозг и руки общества: все значимые позитивные перемены в конечном счете осуществляются только им (пусть и под народным давлением).

Для этого надо кардинально снизить масштабы коррупции и освободить от ее влияния принятие хотя бы стратегических решений. Ведь понятно, что реальная миграционная и в целом национальная политика вызвана не какой-то инфернальной ненавистью к русским, а всего лишь подсознательным стремлением коррупционных элементов заменить носителей культуры, считающей взятку преступлением, — носителями культур, считающих ее нормальной деловой транзакцией.

Для этого коррупция во власти должна быть приравнена к измене Родине, свидетельствующего в суде взяткодателя надо освобождать от ответственности, а отказывающегося сотрудничать со следствием мафиози надо карать конфискацией всего имущества, кроме социального минимума, — как у него, так и у всех его родственников.

Поскольку питательной почвой коррупции и ее политического влияния является вывод капиталов из страны и их «внутренняя эмиграция» в невидимый для государства наличный оборот, бегство капитала и крупное обналичивание денег должны быть запрещены, а офшорные фирмы должны быть лишены права владеть активами в России.

Даже минимально необходимые изменения в налоговой и таможенной сфере носят революционный характер.

Тяжесть фискальной нагрузки должна быть перенесена с внутреннего производства на экспорт сырья (в частности, назрела отмена безумного налогового маневра 2018 и 2021 годов), а главное — на подакцизные товары и импорт, конкурирующий с российскими производствами.

При этом укрепление рубля из-за прекращения бегства капитала за рубеж не приведет к росту цен внутри страны: просто потенциальные сверхприбыли импортеров из-за укрепления рубля достанутся бюджету.

Праздный класс, созданный грабежом «советского наследства» в ходе так называемых «реформ», должен быть обложен, помимо прогрессивного налога на наследство и дивиденды, налогом на вмененный доход, прямо связанный со стоимостью имеющегося дорогого и сверхдорогого имущества, — по примеру Швейцарии.

Наконец, необходимость снижения издержек экономики требует минимизации стоимости продукции базовых отраслей экономики.

Читайте также
Новый британский премьер опасается, что по Лондону может прилететь Новый британский премьер опасается, что по Лондону может прилететь Зеленскому предлагают использовать натовское оружие для пропаганды, а не на поле боя

Поскольку это объективно противоречат природе частного бизнеса, базовые отрасли должны быть национализированы, причем в интересах не государственных менеджеров (как основная часть банковской системы), а общества в целом, — не для абстрактного «повышения управляемости», а именно для снижения издержек, то есть минимизации цен основных факторов производства: сырья, полуфабрикатов, энергии, кредита.

Естественно, национализация должна проводиться мягко, как в Англии после войны, — до уровня 50%+1 акция, при сохранении частных совладельцев как источника предпринимательской инициативы.

Учитывая грабительский характер приватизации и последующей эксплуатации созданных советским народом активов (даже в лучших олигархических корпорациях и в лучшие времена в модернизацию и развитие производства вкладывалась лишь четверть прибыли вместо общепринятой половины), выкуп базовых отраслей государством с учетом исправления всех накопленных финансовых нарушений еще и окажется выгодным для бюджета.

Реализация этих фундаментальных изменений — условие даже не прогресса, а простого выживания сегодняшней России.

Продолжение нынешнего стратегического курса «ситуативного реагирования» создает все более значимую угрозу всей русской цивилизации и требует немедленного выхода из либерального тупика 90-х — под страхом в прямом смысле слова всеобщей смерти.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня