Несмотря на прекрасные статистические данные первого полугодия, включая великолепное исполнение федерального бюджета (Фонд национального благосостояния вырос до 12,6 трлн.руб., дефицит — 929 млрд.руб. — в 2,5 раза ниже прошлогоднего), в июне показатели промышленного роста резко затормозились.
Промышленный рост снизился с 5,6% в первом до 3,7% во втором квартале, в том числе в июне — до 1,9% (по сравнению с 5,7% в аналогичном периоде прошлого года). В июне увеличение промышленного производства было обеспечено обрабатывающей промышленностью, а также водоснабжением и сбором отходов (рост на 4,6% и 6,4%) при спаде в добывающей промышленности на 3,1%.
Но и в обрабатывающей промышленности в производстве машин и оборудования рост первых пяти месяцев (по отношению к аналогичному периоду прошлого года) на 2% в июне сменился обвалом аж на 19% (который невозможно объяснить, например, меньшим количеством рабочих дней по сравнению с прошлогодним июнем), рост в химической промышленности снизился с 6,5 до 1,6%, в выпуске электрооборудования — с 10,7 до 2,6%, в электронике — с 1,4 до 1,2 раза.
Производство бензина сократилось в июне на 23,5% (по общеизвестным внеэкономическим причинам), металлургической продукции — на 1,3%.
Непосредственных экономических причин этого много. Здесь и вероятное исчерпание резервов производственных мощностей и квалифицированных работников, и чрезмерно жесткая финансовая политика, и умеряемая лишь санкциями полная открытость экономики внешней конкуренции, и производящая впечатление полного нежелания неспособность либеральных «фиктивных менеджеров» выстроить контуры международных расчетов взамен разрушаемых «вторичными санкциями».
Однако даже механическое смягчение этих проблем в принципе невозможно без смены самой модели экономического развития России, в основных чертах унаследованной, несмотря на грохот патриотической риторики, из кровавых для народа и благословенных для привластных либералов 90-х годов.
Сегодня экономика по-прежнему ориентирована на поощрение финансовых спекуляций за счет подавления производства добавленной стоимости (достаточно сравнить прибыль банков и всей остальной экономики).
Это обуславливает вывоз капиталов, молодежи (которую либеральная система образования делает несоответствующей потребностям страны) и сырья при ввозе продукции его переработки. Вся система государственного регулирования, лишь за подтверждающими это правило исключениями, работает на закрепление этой колониальной по сути модели.
Поэтому нормальное развитие (не говоря уже о победе в военных действиях) требует коренного изменения этого государственного регулирования, в основном сформированного еще в 90-е годы.
Необходимые меры самоочевидны, но они в корне противоречат не только устоявшемуся госрегулированию экономики, но и системе финансово-хозяйственных и административных интересов, сначала сформированных колониальной экономической моделью, а затем ставших главным фактором, поддерживающим ее существование.
Прежде всего, надо оздоровить ключевые элементы государственного регулирования экономики, вернув их со службы спекулянтам на службу народу. Ведь государство — это мозг и руки общества: все значимые позитивные перемены в конечном счете осуществляются только им (пусть и под народным давлением).
Для этого надо кардинально снизить масштабы коррупции и освободить от ее влияния принятие хотя бы стратегических решений. Ведь понятно, что реальная миграционная и в целом национальная политика вызвана не какой-то инфернальной ненавистью к русским, а всего лишь подсознательным стремлением коррупционных элементов заменить носителей культуры, считающей взятку преступлением, — носителями культур, считающих ее нормальной деловой транзакцией.
Для этого коррупция во власти должна быть приравнена к измене Родине, свидетельствующего в суде взяткодателя надо освобождать от ответственности, а отказывающегося сотрудничать со следствием мафиози надо карать конфискацией всего имущества, кроме социального минимума, — как у него, так и у всех его родственников.
Поскольку питательной почвой коррупции и ее политического влияния является вывод капиталов из страны и их «внутренняя эмиграция» в невидимый для государства наличный оборот, бегство капитала и крупное обналичивание денег должны быть запрещены, а офшорные фирмы должны быть лишены права владеть активами в России.
Даже минимально необходимые изменения в налоговой и таможенной сфере носят революционный характер.
Тяжесть фискальной нагрузки должна быть перенесена с внутреннего производства на экспорт сырья (в частности, назрела отмена безумного налогового маневра 2018 и 2021 годов), а главное — на подакцизные товары и импорт, конкурирующий с российскими производствами.
При этом укрепление рубля из-за прекращения бегства капитала за рубеж не приведет к росту цен внутри страны: просто потенциальные сверхприбыли импортеров из-за укрепления рубля достанутся бюджету.
Праздный класс, созданный грабежом «советского наследства» в ходе так называемых «реформ», должен быть обложен, помимо прогрессивного налога на наследство и дивиденды, налогом на вмененный доход, прямо связанный со стоимостью имеющегося дорогого и сверхдорогого имущества, — по примеру Швейцарии.
Наконец, необходимость снижения издержек экономики требует минимизации стоимости продукции базовых отраслей экономики.
Поскольку это объективно противоречат природе частного бизнеса, базовые отрасли должны быть национализированы, причем в интересах не государственных менеджеров (как основная часть банковской системы), а общества в целом, — не для абстрактного «повышения управляемости», а именно для снижения издержек, то есть минимизации цен основных факторов производства: сырья, полуфабрикатов, энергии, кредита.
Естественно, национализация должна проводиться мягко, как в Англии после войны, — до уровня 50%+1 акция, при сохранении частных совладельцев как источника предпринимательской инициативы.
Учитывая грабительский характер приватизации и последующей эксплуатации созданных советским народом активов (даже в лучших олигархических корпорациях и в лучшие времена в модернизацию и развитие производства вкладывалась лишь четверть прибыли вместо общепринятой половины), выкуп базовых отраслей государством с учетом исправления всех накопленных финансовых нарушений еще и окажется выгодным для бюджета.
Реализация этих фундаментальных изменений — условие даже не прогресса, а простого выживания сегодняшней России.
Продолжение нынешнего стратегического курса «ситуативного реагирования» создает все более значимую угрозу всей русской цивилизации и требует немедленного выхода из либерального тупика 90-х — под страхом в прямом смысле слова всеобщей смерти.