В компании НОВАТЭК сообщили, что строительство третьей очереди проекта «Арктик СПГ-2» задерживается, и она будет введена в эксплуатацию не ранее 2028 года. Это связано с западными санкциями: японские акционеры (Mitsui и JOGMEC) и французская TotalEnergies (имеющая 10% акций) не выполняют своих обязательств по поставкам оборудования.
Между тем, начиная с 4 августа агентство Bloomberg публикует снимки из космоса, на которых видно, как 280-метровые суда (что соответствует длине стандартного газовоза) швартуются у терминала «Утренний» в морском порту Сабетта на Ямале. Но официально о начале отгрузок с «Арктик СПГ-2» пока не сообщалось.
Этот завод (с проектной мощностью 19,8 млн тонн сжиженного природного газа и 1,6 млн тонн газового конденсата в год) должен стать третьим в мире по производительности. А четвертое место уже занимает российский «Ямал СПГ» с выработкой 17,4 млн тонн в год.
Ввод «Арктик СПГ-2» в эксплуатацию увеличит производство сжиженного газа в России без малого в 2 раза (данные по 2023 г. не озвучивались, а в 2022-м было продано 32 млн тонн).
Проект ещё до начала реализации вызвал недовольство США, которые привыкли быть монополистом в сфере экспорта СПГ. А после начала СВО реализация «Арктик СПГ-2» провоцировала регулярные истерики за океаном, вплоть до того, что в конце 2023 г. помощник Блинкена, бывший посол США на Украине Джеффри Росс Пайетт прямым текстом пообещал взорвать «Арктик СПГ-2» подобно «Северным потокам».
Но в итоге в формате G7 было принято решение задавить проект санкциями ведущих экономик мира.
В итоге, без особого афиширования со стороны России, первая и вторая линии — а это огромные дебаркадеры — были построены в Мурманске и доставлены по Северному морскому пути к Утреннему месторождению, разведанные запасы которого превышают 1434 млрд кубометров природного газа, или 90 млн тонн в жидком эквиваленте.
По всей видимости, первые две очереди начали работать минувшей весной и текущим летом, не дожидаясь, когда построят третью.
О том, насколько серьёзно противодействие Запада вредит развитию производства сжиженного газа в России, «Свободной прессе» рассказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
«СП»: Владимир Путин на последнем ВЭФ сказал, что производство СПГ должно увеличиться в три раза, а затем Минэнерго уточнило цифру, которой следует достичь — от 80 до 100 млн тонн в год. Успеем?
— Нет. Но не потому, что не сможем столько производить, а потому что непонятно пока, как столько продать. СПГ — очень удобное топливо, оно не привязано к газопроводу, его можно отвезти сколько угодно и куда угодно. Но и потребность в нём очень серьезно колеблется, её трудно предугадать. Сейчас всё идет к тому, что она будет несколько снижаться.
Из-за высокой цены на рынке в 2022 году уже сокращались мировые продажи СПГ.
Все 90 млн тонн могут оказаться невостребованными. Кроме того, у нас дефицит многотоннажного танкерного флота и проблемы с фрахтом.
«СП»: А технологические проблемы, связанные с отсутствием подсанкционных комплектующих, сильно нас тормозят?
— Эти проблемы вредят только строительству крупнотоннажных заводов и танкеров, потому что у нас нет своих компетенций. Но они нарабатываются.
Мы просто очень любим большие проекты, а на самом деле заводов, которые больше, чем наши — всего два-три в мире. Самый крупный — Sabine Pass Export LNG в США, он производит 27 млн тонн в год — чуть больше, чем планы «Арктик СПГ-2».
Есть ещё по одному гиганту в Нигерии и Индонезии. Все остальные страны строят, в основном, средние заводы.
А со строительством малотоннажной и среднетоннажной составляющей у нас вообще нет проблем. «Газпром» обладает всеми технологиями, и делает такие заводы в достаточно большом количестве, не завися ни от каких зарубежных поставщиков.
Вместо третьей очереди проекта «Арктик СПГ-2» построят десяток средних заводов в других местах. И среднетоннажные танкеры мы тоже умеем делать.
«СП»: Но сам проект НОВАТЭКа пострадает…
— Не факт. Для проекта «Арктик СПГ-2», может быть, даже и хорошо, что третья очередь отодвигается. При условии, конечно, если в неё ещё не успели вложить больших денег.
Потому что сейчас строится газопровод Ямал-Мурманск. И, возможно, компании НОВАТЭК будет выгоднее построить завод по сжижению газа в самом Мурманске, возле незамерзающего залива, где не потребуется арктический флот, а можно использовать простые корабли. Особенно — из теневого флота.
«СП»: Что за теневой флот?
— Говорят, что есть такой. Это — имеющие отношение к России танкеры и другие грузовые корабли, которые неуловимы для санкций, — пояснил специалист.
О теневом флоте и других тайнах рынка углеводородов «Свободной прессе» рассказал независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.
— В условиях санкций все немного лукавят. Возник теневой флот, и он развозит по миру СПГ, который мы ещё не начали производить. Буквально два-три месяца назад в Индии возникла компания, которая имеет три больших танкера. У этой компании больше вообще ничего нет — никакого другого имущества.
Но танкеры уже видели со спутников возле «Арктик СПГ-2» и в Обской губе. А где они разгрузились — никто не знает, что несказанно удивляет мыслителей из Bloomberg.
Нам никто не мог поставить агрегат для крупнотоннажного сжижения (свыше 5 млн тонн в год), однако вторую очередь «Арктик СПГ-2» им как-то оснастили.
Французские и японские инвесторы из проекта не вышли, но прибыль не получают, потому что формально её нет. Но, может быть, и получают, если на самом деле участвуют своими комплектующими в том, чтобы она была.
TotalEnergies — очень хитрая, изворотливая компания, которой в этом году исполнится 100 лет, и её ни разу не поймали на теневых операциях, хотя весь век в чём-то подозревают. Годовой оборот этой компании — до $200 млрд. Это — бюджет средней европейской страны, или 4 бюджета Украины. Ну как в этом финансовом потоке найти соринку…
Запад придумал незаконные «адские санкции», и России пришлось в ответ придумать некие «адские правила», которые Запад (за исключением наших деловых партнёров) не понимает, и поэтому остаётся в дураках.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».