Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Карьерно-финансовый рост: Яйца очень странно среагировали на перестановки в правительстве

Дмитрий Патрушев ушел на повышение, цены устремились вслед за ним — ввысь

6407
Карьерно-финансовый рост: Яйца очень странно среагировали на перестановки в правительстве
Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС
Материал комментируют:

Российский птицеводческий союз (Росптицесоюз) выразил обеспокоенность увеличением торговой наценки на куриные яйца. Сейчас она в среднем по России составляет 20%, а это слишком много.

Исправить ситуацию, полагают птицеводы, помогут два нюанса.

Во-первых, это увеличение объема долгосрочных контрактов на поставку яиц с торговыми сетями. Они, по мнению гендиректора Росптицесоюза Галины Бобылевой, более выгодны производителям, чем краткосрочные тендеры. Имея в активе многомесячные договоры на поставку с фиксированной ценой, предприятия получат возможность развивать свое производство.

На текущий момент, несмотря на рекомендации Минпромторга и Минсельхоза, данные участникам рынка еще в ноябре прошлого года, долгосрочные контракты на поставку с ретейлерами заключены примерно у 50−55% птицеводческих предприятий.

Читайте также
Пора «фиксировать прибыль» и валить: «Жилищный пузырь» приближается к логике атомного взрыва Пора «фиксировать прибыль» и валить: «Жилищный пузырь» приближается к логике атомного взрыва Недвижимость лишилась статуса инвестиционного актива — вкладываться в дома и квартиры смысла нет

А если взять только 40 крупнейших птицефабрик, обеспечивающих 90% всех поставок яиц в сети, то ситуация выглядит еще более удручающей — долгосрочные контракты на поставки имеют лишь 30% производителей. Остальные работают по краткосрочным тендерным сделкам, стоимость которых выше примерно на 15%.

Во-вторых, это ограничение предельной планки торговой наценки на товары первой необходимости максимальным значением в 10% (в некоторых регионах страны она сейчас доходит до 35−40%). При средней стоимости у оптовых поставщиков в 76,3 рубля за десяток яиц средний ценник торговых сетей за тот же десяток достигает 106,9 руб., свидетельствует исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков.

Птицеводы уже направили соответствующее письмо в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Кроме того, они считают целесообразным исключить возможность сетевиков включать в стоимость договоров вознаграждения, которые поставщики выплачивают ретейлерам за приобретение определенного количества товара.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) уверяют, что в крупных торговых сетях давно действует добровольное ограничение наценки на товары первой необходимости до 10%, а те же яйца и вовсе продаются с отрицательной торговой наценкой.

Власти говорят, что с яйцами в стране все хорошо. ФАС отмечает, что цены стабильны, а Минсельхоз с Минпромторгом заверяют, что объемы производства курятины и яиц систематически растут, а цены снижаются.

Только почему-то при всем этом «благолепии» яйца стоят минимум на 36% дороже, чем в июне 2023 года. Кто или что тому виной? Действительно виноваты ретейлеры, не желающие отказываться от краткосрочных тендеров?

— Честно говоря, краткосрочный тендер как таковой гораздо лучше для рядового потребителя, потому что что, как правило, на яйца именно по тендерам устанавливаются, как правило, самые низкие цены в сетевых магазинах, — поделился своим видением ситуации экс-замминистра сельского хозяйства и продовольствия РФ, доктор экономических наук Леонид Холод.

— И вообще, в отличие от тендера, по долгосрочным контрактам сетевые продавцы очень ограничены в возможности какого-либо маневра. Например, они теряют возможность воздействия на оптовиков при внезапном изменении рыночной конъюнктуры.

«СП»: А как же резоны, изложенные Росптицесоюзом в своем обращении к ФАС? Неужто, мягко говоря, лукавят?

— Ситуация такова, что цены растут. Покупатели и местные власти, говоря по-простому, «бочку катят» на производителей яиц. Дескать, те слишком задирают цены на свой товар. Производители, в свою очередь, «катят бочку» на ретейлеров, дескать, высокие цены на яйца — это их вина.

И этим письмом, которое я лично буквально на днях читал, птицеводы, по сути, предлагают ретейлу «договориться». Только вот «договор» этот получается, на мой взгляд, какой-то однобокий. Птицеводы предлагают сетевым продавцам ограничить торговую наценку, однако при этом не обещают, в свою очередь, не поднимать отпускные цены на свою продукцию.

На мой взгляд, то, что происходит сейчас — это обычная борьба за конкуренцию, борьба за маржу. Начало такой конкуренции, скорее всего, свидетельствует о том, что в принципе, конечная стоимость в данном случае яиц исчерпала свой потенциал роста. Когда это происходит, обычно так и случается — начинается поиск компромисса между участниками рынка. Начался обыкновенный торг, «давай ты уступи, нет, давай ты уступи».

И в этой ситуации, я считаю, как раз-таки уместны любые формы организации поставок — тендеры, долгосрочные контракты, всё, что угодно. Потому что чем сильнее будет обостряться эта конкуренция, борьбы за уступки, тем лучше для рядового потребителя.

«СП»: Глядишь, и наступит такой момент, когда цены на яйца достигнут своих прежних значений в 40−60 рублей за десяток?

— Это уже вряд ли. Во-первых, потому, что инфляция, как и время, все-таки течет только в одном направлении. К прежним значениям цены на яйца вернутся разве что при условии наступления дефляции. Во-вторых, в нынешних ценовых условиях стоимость десятка яиц в 90 рублей и соответствует как раз тем 60-ти рублям, которые он стоил сравнительно недавно.

Читайте также
Вячеслав Арбузов: Повышение тарифов на услуги ЖКХ за счет граждан неприемлемо Вячеслав Арбузов: Повышение тарифов на услуги ЖКХ за счет граждан неприемлемо «Инвестиции» в коммуналку из карманов населения способствуют лишь реализации экономических интересов частных лиц

«СП»: А наши власти и чиновники в сложившейся ситуации делают все от них зависящее, чтобы цены на те же яйца не росли опережающими темпами? Рядовому-то покупателю, как говорится, до лампочки все эти хитросплетения и взаимосвязи современных рыночных отношений.

Он приходит в магазин и видит, что вчера яйца стоили стоили 110−120 рублей за десяток, а сегодня стоят 140−150. И, не вникая в маркетинговые сложности, человек думает: «Ага, вчера Минсельхозом заведовал Патрушев-младший? Сейчас он вице-премьер, который курирует Минсельхоз. Пошел на повышение. Это что, яйца тоже пошли „на повышение“ — вслед за его карьерным ростом?»

— Ну, на мой сугубый взгляд, абсолютно всё необходимое ни одно министерство не делает, не только в России, кстати, но и во всем остальном мире. Если бы делали все, то это было бы прямо-таки идеальное общество.

Но и сказать, что власть совсем ничего не предпринимает, нельзя, полагает Леонид Холод. И приводит пример — ту же ФАС участники рынка в достаточной степени боятся, это довольно грозная для них служба. И это письмо Росптицесоюза в ФАС с предложением к ретейлерам из серии «давайте договоримся, только чур не за наш счет» показывает, что давление регуляторов на рынок есть, просто так договориться между собой и поднять цены к обоюдному удовлетворению поставщики и продавцы теперь уже не могут.

Так что в целом, приходит к выводу эксперт, министерства и ведомства у нас все-таки работают в меру своих возможностей.

А насчет того, почему же цены в наших магазинах частенько ввергают россиян в состояние тихого ужаса, очень метко высказался в своем tg-канале волонтер СВО, социальный технолог и аналитик Роман Алехин. В качестве первопричины такого положения дел он назвал обычный капитализм.

— Именно стремление российских капиталистов максимизировать прибыль, приводит к созданию искусственных условий для роста цен. И проверять надо не только ритейлеров, которые часто создают драконовские условия и закладывают скрытые выплаты, чтобы заработать больше, а показывать наценку ниже, но и производителей, — считает он.

— После прошлого роста цен, по интернету ходили видео с огромными свалками уничтоженных яиц. Аналогично может происходить и с овощами. И это делают для того, чтобы уменьшить количество продуктов на рынке, так как при капитализме работает закон спроса и предложения: чем ниже предложение, при том же или растущем спросе, тем выше цена.

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня