Венгрия не выживет без российской нефти. Об этом заявил глава МИД Венгрии Петер Сийярто.
«Если Венгрия прекратит поставки нефти из России, мы просто не выживем, не сможем в широком смысле накормить страну», — сказал главный дипломат страны. По его словам, у Венгрии нет альтернативной инфраструктуры — трубопровод, который идет из Хорватии, недостаточно мощный для обеспечения нужд Будапешта и Братиславы.
Сийярто сказал, что решение Украины о приостановке поставок ЛУКОЙЛа по южной ветке нефтепровода «Дружба» (ЕС в июне 2023 г. запретил прокачку по северной ветке этой «трубы» в Германию и Польшу) стало серьезным вызовом для Венгрии, так как в структуре ее импорта «черного золота» российская компания занимала примерно треть. В Словакии на поставки ЛУКОЙЛа в свою очередь приходится порядка 40%.
В Еврокомиссии (ЕК) ранее говорили, что Будапешт и Братислава могут использовать альтернативные возможности, к примеру, нарастить импорт через нефтепровод JANAF из Хорватии.
Однако, в начале августа Сийярто написал, что Хорватия не является надежным партнером, а ее предложение — скоординированная акция ЕК. Венгерский министр отметил, что Загреб с начала конфликта на Украине поднял сбор за транзит нефти, теперь он в пять раз превышает средний показатель на рынке. Хорватия также помешала венгерскому энергоконцерну MOL обеспечить «долгосрочное использование транспортных мощностей», подчеркивал Сийярто.
Для Венгрии наиболее рациональным вариантом являются поставки через южную ветку «Дружбы», так как при замене российской нефти венгерским НПЗ будет менее выгодно работать, и непонятно, кто это компенсирует, пояснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
— Если не будет поставок через «Дружбу», то придется получать нефть через Хорватию. Возможно, что-то Будапешт постарается выбить в Брюсселе, а тот в ответ потребует от Венгрии принять определенную политическую позицию, — отметил аналитик. По его словам, если дело дойдет до того, что южная ветка «Дружбы» усохнет, для Венгрии и Словакии это будет существенный экономический стресс.
Доля поставок ЛУКОЙЛа в импорте нефти в Венгрии составляет 33%, это большой объем, который Венгрии придется замещать, если проблема не будет решена, а цена окажется выше, отметил независимый эксперт по экспорту сырья Николай Макеев.
— Прогнозируется холодная зима, в отличие от предыдущих двух лет, когда погода была теплой. В такой ситуации венграм придется побегать за энергоресурсами. У кого они могут их купить? У кого-то из соседей, в принципе также на каком-нибудь европейском нефтяном хабе.
По словам эксперта, для Венгрии в случае сохранении неблагоприятной ситуации цены повысятся на 20−25%, поскольку европейские трейдеры попытаются заработать на ситуации.
В конце августа Bloomberg передавал, что экспорт нефти из России в Венгрию и Словакию в июле оставался на нормальном уровне, несмотря на украинские санкции в отношении ЛУКОЙЛа, поскольку «Татнефть» заместила поставки.
Информацию об этом также подтверждал «Коммерсантъ». Источники издания при этом сообщали, что НПЗ в Венгрии и Словакии, которые принадлежат MOL, в июле настаивали на увеличении транзита до 530 тыс. и 545 тыс. т нефти в Венгрию и Словакию соответственно, однако «Укртранснафта» согласовала транзит лишь 436 тыс. и 356 тыс. тонн.
Эксперт подчеркнул, что Киев ранее подписал соглашение об ассоциации с ЕС, которая включает две части политическую и экономическую. Последняя подразумевает равноправный доступ поставщиков-производителей в свои межгосударственные нефтепроводы, и таким образом Украина нарушает правила, под которыми ранее подписалась, отметил эксперт. «Украина выбрала путь шантажа для достижения политических целей — выбивания финансирования и поставок новых вооружений», — констатировал Макеев.
По словам аналитика, со стороны Венгрии ожидается предъявление претензий к Украине в ультимативной форме и поднятие вопроса о поставках нефти в рамках ЕС.
Сийярто еще в конце июля предупреждал, что Венгрия заблокирует выплату €6,5 млрд евро в качестве компенсации за передачу оружия из Европейского фонда мира (European Peace Framework) на Украину до тех пор, пока Киев не восстановит бесперебойную поставку нефти в Венгрию.
У режима Зеленского не было конкретных претензий к ЛУКОЙЛу, но введением ограничений он хотел показать, что может влиять на энергетическую безопасность Европы, отметил Митрахович.
По его словам, с учетом того, что Украина заинтересована в получении денег, а нефть, которая перерабатывается в странах Восточной Европы, потом попадает в незалежную в виде нефтепродуктов, транзит по «Дружбе» будет продолжен.
По словам Митраховича, нефтепровод может работать примерно 1−1,5 года. Далее, если конфликт между Россией и Западом не пойдет на спад, можно ожидать от Брюсселя принуждения Будапешта к тому, чтобы переключиться на другую нефть, даже если это будет экономически невыгодно. Если на горизонте 1,5−2 лет конфликт будет урегулирован, южная ветка «Дружбы», вероятно, продолжит работать, считает аналитик.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».