Ограничить необоснованное удорожание продуктов питания в российских магазинах поможет государственное регулирование цен на них. Соответствующее предложение содержится в законопроекте, который внесен в Госдуму в качестве поправки к ФЗ «О торговле».
Речь идет о создании механизма, который зафиксирует предельные торговые наценки на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров.
Как следует из пояснительной записки к документу, размер предельных торговых наценок устанавливается высшим исполнительным органом субъекта РФ. Но не может превышать для хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю продовольственными товарами, более 5% к отпускной цене производителя товаров, а для организаций розничной торговли — более 15%.
По мнению инициаторов законопроекта, такое ограничение должно распространяться на мясо, рыбу, масло, молоко, куриные яйца, сахарный песок, черный чай, муку и другие продукты из социально значимого перечня правительства.
Актуальность депутатской инициативы очевидна: стоимость продуктов растет как на дрожжах, а разница между ценой закупки и реализации может отличаться в несколько раз.
В Центробанке РФ ранее заявили, что в среднем по стране в июле годовая инфляция составила 9,13% (в июне — 8,59%). Рост цен ускорился в 76 регионах, наиболее значительно — в Северо-Кавказском федеральном округе, менее всего — в Северо-Западном ФО. Главным фактором регулятор считает индексацию коммунальных тарифов, «которые в этом году были повышены сильнее обычного». Что же касается стоимости большинства товаров и услуг, то они, как следует из информационного бюллетеня ЦБ, «за месяц подорожали слабее, чем в июле прошлого года».
«Медленнее росли цены на мясопродукты, куриные яйца, легковые автомобили, электронику и зарубежный туризм. В то же время быстрее стали дорожать молочные продукты, бензин и авиаперелеты», — указано в отчете.
Впрочем, эти сухие цифры мало что говорят обычным гражданам, которые видят, как ценники в магазинах идут в рост едва ли не ежедневно.
Еще в сентябре 2023 г. в ходе опроса Фонда «Общественное мнение» россияне жаловались, что основные товары и услуги значительно подорожали. Рост цен на мясо и птицу тогда отметили 44% респондентов, на молоко и молочную продукцию — 26%, на рыбу и морепродукты — 29%. О том, что дороже стали яйца и овощи-фрукты, сказали 20% и 18% опрошенных соответственно.
При этом ни одежда, ни обувь, ни лекарства, ни медицинские, транспортные и бытовые услуги меньше стоить не стали. И от этой печальной статистики мы, в общем-то, за год не ушли — негативная тенденция сохраняется.
Причем, речь не идет о каких-то деликатесах или продуктах премиум-класса. Цены повышаются на молоко, мясо, рыбу, яйца, хлеб, овощи и фрукты — т.е. на те товары, которые всегда считались социально значимыми.
Другой вопрос, сможет ли государственное регулирование, которое предлагают ввести депутаты, как-то помочь? Не получится, что в результате товар просто исчезнет с прилавков?
По просьбе «СП» ситуацию прокомментировал директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец:
— Во-первых, нужно понимать, что основная часть цены товара формируется не в торговле, а у производителя. Торговые наценки составляют меньшую часть от цены товара на полке. Особенно, если речь идет, например, о сезонных овощах и фруктах. А вы посмотрите, сколько стоят сегодня — в самый сезон — помидоры и огурцы. Не менее 200−300 рублей. А есть те же самые помидоры и по 700 рублей. Понятно, что это не наценка продавцов к ценам производителей.
Если уж регулировать, то надо начинать с контроля обоснованности цен у производителей.
Потом, регулирование есть уже сейчас. Государство, в принципе, может на какое-то время устанавливать на определенные товары предельный уровень цен для того, чтобы сбить ажиотаж. Если цены растут слишком быстро, у правительства есть возможность вводить ограничения. И чем депутатов не устраивает механизм, который есть сегодня, я не очень понимаю.
«СП»: Возможно, они хотят этот процесс как-то упорядочить?
— Но если мы говорим об установлении максимальных оптовых наценок, то 5% для оптовиков — это очень мало. Потому что речь идет о затратах на складские помещения, на транспорт, а это стоит дорого. Надо платить персоналу, за бензин, электроэнергию и все остальное.
Как по мне, так в инициативе депутатов не столько заботы о населении, сколько популизма.
Опять же, у нас рыночная экономика. Она с трудом переваривает нормативное регулирование цен.
Поэтому закончиться это может тем, что ретейлеры и производители будут просто поднимать цены на другие товары, которые не вошли в перечень регулируемых. Либо перестанут торговать этими товарами себе в убыток.
В деятельность свободного рынка лучше не вмешиваться. Потому что кончается это всегда плохо. К тому же, надо понимать, что сейчас у нас и зарплата выросла достаточно серьезно.
«СП»: Не у всех. Почти пять миллионов человек получает до сих пор зарплату в размере МРОТ, это около 20 тысяч…
— В любом случае, если спросить у производителей, они-то, как правило, всегда смогут обосновать, почему поднимают цены. И почему держат их высокими.
Но есть еще один очень важный момент. Наши депутаты, а также Федеральная антимонопольная служба готовы следить за ценой на морковку и яйца. Но почему-то не спрашивают у строительных компаний, почему они держат такие высокие цены на недвижимость. Притом, что они у нас однозначно кратно завышены против их справедливой стоимости.
Ведь это на самом деле странно. Но депутатам, получается, неинтересно: почему у нас так дорого — в три раза выше себестоимости — стоит квартира.
«СП»: А почему, действительно?
— Цена квадратного метра строительства квартиры составляет 50 с небольшим тысяч рублей по стране в целом. Средняя цена продажи квартиры — 150 тысяч рублей за квадратный метр. Куда эта тройная разница уходит?
Вот если мы ограничим прибыль застройщиков — оставим им не 200%, а, скажем, 50%, — то это приведет к такому снижению цен, что очень многие люди, которым собственное жилью сейчас не по карману, смогут купить квартиру.
Но почему-то ни ФАС, ни законодатели наши в эту сторону даже не смотрят. И это вызывает большие вопросы.