Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Санкции
10 сентября 2024 21:11

«Летучие голландцы» с деньгами из России плывут мимо Копенгагена

Станислав Митрахович: Датчане называют «теневым флотом», готовым развалиться от старости, вполне нормальные танкеры

12566
«Летучие голландцы» с деньгами из России плывут мимо Копенгагена
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Материал комментируют:

Российскую нефть возит через Датские проливы «теневой флот». Расследовательская организация Danwatch рассказала об этом информационным агентствам и поставила гамлетовский вопрос: быть иль не быть королевству, если нефть из неопознанных танкеров выльется?

По информации Danwatch, нефтевозы «теневого флота» ходят без лоцманов, к тому же очень ветхие. Ну просто «летучие голландцы».

— Эти суда не значатся в реестрах, плохо обслуживаются, имеют сомнительную страховку, а также слишком старые, многим из них уже пора на металлолом. Страх внушает и то, что они отказываются от услуг лоцманов, знающих местные воды, — сообщает Danwatch.

Помимо авторов неофициального расследования, обеспокоенность высказал и официальный представитель королевства — глава МИД Дании Ларс Лекке Расмуссен.

Читайте также

— «Теневой флот» танкеров, перевозящий российскую нефть, представлен в основном старыми судами, что представляет опасность для окружающей среды, из-за чего Дания ищет способ ограничить их проход через свои проливы, — сказал чиновник.

О том, существует ли в принципе некий «теневой флот» России, и сможет ли Дания запретить ему проход через Датские проливы, «Свободной Прессе» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

«СП»: Станислав Павлович, есть у нас «теневой флот», о котором уже заявляют не только Дания, но и наши конкуренты по экспорту СПГ?

— «Теневой флот» — это не официальный международный термин, а фигура речи, которая используется западными журналистами и политиками. Как правило, речь идёт о судах, зарегистрированных в странах и реестрах, не привычных для Запада. И страхуются эти корабли обычно не в Лондоне, как принято, а где-нибудь в другом месте.

Тем не менее, это — вполне законные реестры и страховки. Ни в каких общепризнанных международных документах не записано, что все страхования должны быть только в Лондоне; или реестр, в котором регистрируется судно, должен быть обязательно в западной стране.

Запад все такие суда называет «серыми», но в реальности у танкеров, которые фрахтуют российские экспортёры, есть название, конкретный владелец, страна, где судно обслуживается перед выходом в навигацию.

«СП»: Запад педалирует тему, что наши танкеры — старые суда, которые небезопасны для экологии…

— А откуда в Дании знают, в каком состоянии танкеры? Датчане поднимались на борт? И кто определяет, с какого момента судно считается старым? Судно — это конструкция для длительного пользования, если оно обслуживается нормально — может служить и 20 лет, и больше (стандартный общепринятый срок жизни танкера — 15 лет, но случаи, чтобы его после этого сразу распилили, не распространены — «СП»).

Общемирового критерия: когда судно становится старым — не существует.

Читайте также

Опасения, касающиеся экологичности танкеров, фрахтуемых нашей страной, генерируются сторонниками антироссийских санкций и носят чисто политический характер.

Если бы в реальности хоть раз произошел разлив российской нефти — Запад бы дружно разыграл первую же аварию в масс-медиа, и поднял такой вой… Наши экспортеры это прекрасно понимают и не дают повода для провокаций. Они фрахтуют хорошие танкеры.

«СП»: Глава МИД Дании заявляет о поиске возможностей закрыть свои проходы для зафрахтованных нами судов…

— Есть международные соглашения от 1857 года, регулирующие транзитный проход через воды Датских проливов. Они дополнены Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года.

Просто так остановить танкер с российской нефтью или не пустить его в проливы из-за подозрений, что он экологически не безопасен, морские законы не позволяют.

Кроме того, это не будет поддержано мировым большинством, которое недополучит нефть на рынке из-за подобных действий. Это даже США сейчас не поддержат: перед выборами им нужна стабильность на нефтяном рынке.

«СП»: После выборов в США Дания может и осмелеть, а нарушать законы Западу не привыкать.

— Да, но танкер так просто не остановишь, если он не обязан остановиться. Чтобы его остановить — потребуется применить силу, и не какую-нибудь моторную лодку, а корабли военно-морского флота.

А это — эскалация, боевые действия на море между Россией и НАТО.

НАТО не вводит (официально заявляет, что не вводит) свои войска на Украину, не устраивает блокаду Калининграда. Значит, там не хотят эскалации.

А уж ставить мир под угрозу ядерной войны из-за надуманного каприза какой-то Дании… Ей разрешат сколько угодно возмущаться, но не позволят ничего сделать.

«СП»: Капризы Дании могут быть вызваны ревностью и обидой: раньше мы им платили за фрахт, а теперь деньги плывут мимо?

— Конечно, в полноценной экономической войне, которую Запад ведёт против России, есть проигравшие. И Дания — в их числе. Экономические отношения европейских стран и России были взаимовыгодными. А теперь Россия находит альтернативу этим отношениям, а многие страны Европы — нет. Они страдают.


Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня