Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Регионы
5 октября 12:54

Доказано — Севморпуть может стать основным маршрутом из Европы в Китай

Для постоянной арктической навигации нужно еще много сделать, но это решаемые технические вопросы

1652
Доказано - Севморпуть может стать основным маршрутом из Европы в Китай
Фото: Rosatom/via Globallookpress.com

Вдоль кромки льдов впервые в истории по Севморпути на днях прошло судно Flying Fish 1 (длина под 300 метров, вместимость более 4000 контейнеров) — первый контейнеровоз класса Panamax. Событие мирового уровня. Прохождение ледовой части маршрута заняло всего 6 дней, причем помощь ледоколов не понадобилась.

Есть даже планы начать там круглогодичную навигацию, точнее, возобновить её — в советские годы маршрут действовал постоянно. Благо, глобальное потепление открывает тут новые возможности.

21 день от Санкт-Петербурга до Цинтао, на две недели быстрей, чем южным маршрутом, да и риски куда меньше — в нынешней сложной внешнеполитической обстановке это тоже немаловажно. Конечно, пока подобные контейнеровозы будут ходить там лишь в теплый сезон, для зимы нужны суда ледового класса. Но всё решаемо, наработок советских времён хватает.

Читайте также
Дэниел Лэрисон: Вероятно, Ким Чен Ын готовит серьезную провокацию к президентским выборам в Америке Дэниел Лэрисон: Вероятно, Ким Чен Ын готовит серьезную провокацию к президентским выборам в Америке Северная Корея испытывает на прочность отсутствующую внешнюю политику США

«В условиях внешнего санкционного давления переориентация грузовых потоков на восток стала очевидным фактом. Наша миссия — обеспечить круглогодичную навигацию начиная с декабря 2024 года», — говорит специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

Правда, придётся наращивать ледокольный флот, а с судостроением в РФ, как бы сказать помягче, пока нелады. Например, в 1987 году круглогодичную навигацию обеспечивали восемь атомных ледоколов и ещё девять дизельных, сейчас такого флота нет. Плюс большое количество собственно транспортных судов, которые давно порезаны на иголки. Арктический флот нужно восстанавливать.

В Советском Союзе проблемой Севморпути тоже озаботились по причине сложного международного положения, иметь свой собственный маршрут из Европы в Азию минуя опасные было очень выгодно. Да и просто пусть короче, деньги тогда считать умели.

Авантюризма, конечно, тоже хватало — вспомним хотя бы «Челюскин». Людей, высадившихся на льдину, спасали всей страной, ценой массового героизма, но в целом катастрофа пошла на пользу освоению Севморпути. Она многих отрезвила, и тактику резко сменили. Действовать стали планомерно, неспешно, без «кавалерийских наскоков», штурмовщины и никому не нужного «преодоления». Через какое-то время всё заработало.

Что интересно — в ходе обустройства Севморпути моряки, рабочие и летчики регулярно находили многочисленные артефакты, свидетельствующие о том, что некогда эти места были хорошо обжиты.

Об этом, например, свидетельствует история изучения старинного русского города Мангазея, который стоял в 180−200 километрах от побережья океана на берегу реки Таз. То есть дислокация развалин была достаточно точной. В 1968—1970-х, а потом и в 1973 году там работали экспедиции, но сам город странным образом так и не обнаружили. Зато нашли острожек, который явно защищал его со стороны реки (моря). Но сём археологи и успокоились — больше в те края никто не ездил.

Но само наличие форта, защищающего подступы к городу, уже говорит о многом. Во-первых, было что защищать. Во-вторых, от кого. Явно не от местных аборигенов, у которых железо появлялось лишь от тех же русских купцов. Один ножик в обмен на тонну моржового бивня или примерно как-то так, на забалуешь.

Читайте также
Лимиты по кредитным картам: Мудрые депутаты защитят убогих разумом россиян Лимиты по кредитным картам: Мудрые депутаты защитят убогих разумом россиян Клиентов банков предлагают вернуть с электронного документооборота на бумажный

Многочисленные остатки деревянных корабликов, которые находят вплоть до берегов Чукотки, учёными идентифицируются однозначно — поморские кочи. Почему так далеко от Архангельска? Дык, льдами принесло, вестимо! По официальной версии так далеко поморы не плавали.

Хотя разночтения есть даже у вполне академических историков. Тот же Семён Дежнёв прошёл на своём коче до того самого пролива, который потом почему-то был назвал именем Витуса Беринга, и откуда он плыл точно неизвестно. Мог и из родных мест, из Великого Устюга — из Сухоны в Северную Двину, далее в океан, а потом на восток. Впрочем, сам Дежнёв личность полумифическаая, помимо Великого Устюга на его Родину претендуют и иные населённые пункты.

Север манил экзотическими богатствами, и купеческий период оставил важные вехи в деле освоения русской Арктики. Тот же купец Яков Санников сделал очень много для исследования тех мест, его именем названа не только неведомая загадочная земля, но и вполне себе реальные географические объекты. Были и иные его коллеги, их деятельность тоже очень интересна. Но официальная наука имеет иное мнение.

Неофициальная, в том числе государственная, передерживалась противоположной позиции, всё загадочное исследовалось. Но без огласки. В 1930 году на остров Вайгач — он как раз по пути из Архангельска в загадочную Мангазею — прибыла экспедиция ОГПУ. Официальная задача — поиск полезных ископаемых, что с точки зрения экономики и особенно логистики, полная чушь. Неофициальная — раскопки некого города (порта?), обнаруженного на побережье острова. Согласно сохранившимся отрывочным сведениям, были найдены руины каких-то каменных строений, ими в Москве заинтересовались.

Экспедицию курировал глава Спецотдела ОГПУ Глеб Бокий — большой любитель поисков всего «неведомого». То есть древнего, его отдел отчасти был аналогом немецкого Ahnenerbe. Что именно там нашли и нашли ли, неизвестно, спецслужбы умеют хранить свои тайны. Интересно, что в переводе с местного наречия Вайгач означает «земля смерти» или «остров страшной гибели». Хотя они ничем особо не отличается от всех окрестных земель. Но, видимо, там есть какая-то тайна, связанная с прошлым тех мест.

Судя по анализу древней растительности ещё не так давно — несколько сотен лет назад — на побережье было значительно теплее, льда на океане было намного меньше. И Севморпуть — или как он тогда назывался — был открыт постоянно. Альтернативные историки отождествляют те края с таинственной Гипербореей, получается, это были её морские дороги.

Последние новости
Цитаты
Павел Селезнев

Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России

Ирина Абанкина

Директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня