Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Власть
9 октября 20:33

На авиапром пролился золотой дождь. В чьих ведерках он окажется?

Авиаэксперт Вадим Лукашевич: «В авиации многое приходится начинать нуля, но иного выхода у нас нет — иначе летать скоро будет не на чем»

9452
На авиапром пролился золотой дождь. В чьих ведерках он окажется?
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Материал комментируют:

Проект бюджета на 2025−2027 годы предусматривает выделение 55 млрд. рублей на развитие авиастроения, включая проекты МС-21, Sukhoi Superjet, Ми-38, Ансат и Ка-62. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов.

«Последующие цифры будут еще увеличены, и в этом году на эти цели направляется примерно на 20 млрд рублей ниже. То есть мы делаем финансовый рывок, увеличиваем деньги в авиастроении», — сообщил глава Минфина на парламентских слушаниях в Совете Федерации.

Министр уточнил, что средства будут направлены «на сертификацию и на улучшение летно-технических характеристик». Напомним: в 2025—2027 гг. порядка 6 трлн руб. заложено на достижение технологического лидерства России — около 2 трлн руб. в год.

«На эту цель деньги будут направляться в удвоенном объеме по сравнению с тем масштабом, который был в предыдущей трехлетке», — пообещал министр.

Читайте также
«Ложный транзит»: На пути через Россию у нас оседает много чего, нам чрезвычайно полезного «Ложный транзит»: На пути через Россию у нас оседает много чего, нам чрезвычайно полезного Ради скромных поступлений в бюджет Минфин перекрывает поставки в РФ жизненно важного оборудования

Вообще-то серийное производство МС-21 предполагалось начать еще в 2016 году, однако потом оно отложилось до 2019 года, затем до 2021 и 2024. Сейчас выпуск самолета намечен на 2025−2026 годы.

И тут возникает сразу несколько вопросов. Не превратили ли мы МС-21 в некий фетиш? Выпустить — любой ценой! Может быть, рациональнее было бы вложить средства в другие, полностью отечественные модели? Например, сосредоточиться на Ту-204 и Ил-114, которые мы можем выпускать сами? Транспортник Ил-112 вообще забыли, а он тоже нужен. С такими вопросами мы обратились к кандидату технических наук, бывшему сотруднику ОКБ «Сухой» Вадиму Лукашевичу.

— МС-21 на сегодня действительно наиболее перспективная модель. Да, в нее было вложено очень много средств, но в импортозамещенной версии самолет стал тяжелее на 7 тонн. В таком виде он конечно малоэффективен. Сейчас будет сделана новая версия МС — 21, более легкая.

Проблема в том, что импортозамещение у нас в авиации, по сути, не пошло. Не получилось. Наши отечественные микросхемы — не на уровне 21-го века. Но летать не на чем. Поэтому государство решило вкладывать деньги в то, над чем уже ведутся работы и есть перспективы. Выхода иного, как воссоздавать отечественный авиапром, у нас нет. Россия — не та страна, которую можно проехать на автомобиле.

«СП»: Неужели все так плохо с отечественным авиапарком?

— Импортные А-320 и «Боинги-737» еще остались в нашем авиапарке, но долго они не пролетают. Лет 5 максимум.

«СП»: Вы сказали, что импортозамещение у нас не пошло. Почему так вышло?

— Проблема в том, что мы делаем плохие двигатели. В принципе, Россия входит в пятерку стран, которые собственные двигатели производят, но они отстают от зарубежных. И их не сравнить с теми, что производит, например, «Дженерал моторс» или «Роллс Ройс».

Приведу пример с Superjet-100, на котором стоит двигатель российско-французского производства. После 2022 года мы эти двигатели перестали получать и поставили на этот самолет свои ПД-14. Но поставить — это еще не значить разрешить летать самолету, двигатель надо сертифицировать. Чтобы создать самолет, нужно примерно 7 лет. Чтобы создать двигатель — 10−12 лет.

Причем сейчас речь идет о создании двигателя, который соответствовал бы мировому уровню. А у нас пока это не получается. Но иного выхода, кроме как создавать его самим, у нас нет.

«СП»: Сроки поставок новых российских гражданских самолетов постоянно сдвигаются: поставки МС-21 перенесены на 2025 год, Superjet 100 — на 2026 год. Поставки Ил-114−300 теперь ожидаются в 2026 году. Не получится ли, что вложенные в авиацию 55 миллиардов окупятся совсем не скоро? Или не окупятся вообще…

— Я помню, как на самом высоком уровне нам обещали к 2030 году тысячу отечественных самолетов. Сейчас каждый год планы пересматриваются. Проблема в том, что мы построили планов громадье, не спросив авиакомпании. Сейчас выясняется, что так много им и не нужно. Но вообще численность авиапарка должна быть больше, это дает определенные гарантии.

«СП»: А что вы можете сказать о наших «старых» самолетах — типа Ту-204 и Ил-114, которые мы можем сами выпускать? Почему забыли про Илы?

— На Ту-204 стоит древний, иного слова не найду, двигатель ПС-90. Сейчас на них уже не летают. Кабина пилота рассчитана на трех человек, то есть там должен присутствовать еще и штурман. А штурманов сейчас у нас вообще не готовят. То есть это уже не те «умные» машины, которые нужны в современном мире.

Да, мы выпускаем несколько Ту-204 в год, их использует МЧС или авиакомпания «Россия», которая перевозит первых лиц. Другие авиакомпании их не используют. Просто это архаика.

«СП»: Так что все-таки делать с Superjet, на который было потрачено немало средство. Кстати, сколько?

— По моим данным, от 4 до 6 миллиардов рублей на один такой самолет. Сейчас его переделывают на 80%. Импортозамещенный Superjet весил 7−8 тонн. Это означало, что он может взять на борт не более 60 пассажиров и сможет летать ниже, чем другие самолеты. Плюс топлива придется на него тратить многократно больше.

Сейчас создается его новая модификация. В принципе — та же история, что и с МС-21. В Совете Федерации сейчас предложили выделить субсидии на совершенствование Ил-96. Но у него 4 двигателя, таких самолетов сейчас в мире практически нет, он не экономичен. Если его использовать, билеты на него будут стоить очень дорого.

Читайте также
Олег Царев: У России есть три варианта завершения СВО Олег Царев: У России есть три варианта завершения СВО Разговоры о том, что фронт ВСУ посыплется, и что Украину ждет «черная зима», не соответствуют действительности

«СП»: Как вы считаете, финансирование в таком объеме авиапрома вообще уместно, если у нас мало что получается, судя по фактам, которые вы приводите?

— А куда нам деваться? Создаем как можем и что можем. Наш авиапарк практически угробили в 90-е, закупив лизинговые старые «Боинги». А на собственный авиапром махнули рукой. Сейчас приходится начинать фактически с нуля. Но иного выхода у нас нет.

Иначе летать скоро будет не на чем. Тут еще надо иметь в виду, что мы делаем детали для наших импортозамещенных самолетов на станках 30-летней давности, это еще советские станки. На них современные детали не сделаешь.

Но озвученная министром сумма в 55 миллиардов так или иначе прозвучала. Мы не знаем, сколько запрашивалось, но получилось именно столько. Как эти деньги будут потрачены, мы скоро поймем.

Но истории с посадками генералов из Минобороны заставляют задуматься о том, что коррупция в стране — гигантская. То, что в отношении этих 55 млрд будет нецелевое использование, от этого никуда не деться.

«СП»: Проблема, вероятно, еще и в том, что многие предприятия переориентированы на гособоронзаказ, и многим сейчас не до гражданской авиации…

— Это так. Все, что связано с СВО, сейчас на первом месте. И если директор завода сорвет выпуск Superjet, ему ничего не будет. А вот если не выпустит в нужное время в нужном объеме военную технику — с него спросят по полной.

Последние новости
Цитаты
Всеволод Шимов

Политолог

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня