Интернет пестрит новостью: в России хотят отменить наличку. Уже в ближайшее время! Её повсеместно заменят безналичными банковскими операциями. Называется уже и срок: 2030-й год…
Шутка? Чей-то вброс? В любом случае шума много.
В Гознаке утверждают, что в обозримом будущем упразднять наличные деньги не планируется. «Никакой волюнтаристской отмены не будет и вряд ли предвидится», — заявил на форуме Finopolis в Сириусе Георгий Корнилов, зам генерального директора по маркетингу и стратегиям АО «Гознак».
Но там же, в Гознаке, заметили, что рано или поздно наличные деньги уйдут из нашей жизни. Уже якобы сейчас оплата ими не превышает 10%. Что, впрочем, сомнительно при недоразвитой инфраструктуре, включая проблемы с доступом к интернету и дефицит банкоматов.
То, что современный темп жизни с её революционным техническим прогрессом требует корректировок, соответствующих времени, очевидно. Но нужно ли в этой революционно-эволюционной ситуации «танцевать» от привычного всем нала к цифровым рублям?
Об этом «СП» поговорила с Никитой Масленниковым, экономистом, директором департамента по информационной политике Российского союза промышленников и предпринимателей.
— В российском Центробанке уже не первый год более половины расчетов проходят по безналу. Через карты, смартфоны, по QR-кодам. Доля таких платежей постоянно растет. А наличных расчетов, наоборот, снижается. Всё логично, ничего неожиданного в этом нет, — сказал Никита Иванович. — При этом никто на уровне правительства не собирается отменять у нас в стране наличные деньги. Ни в каких планах этого нет.
Современная отечественная система выстраивается на трех видах денег: наличные, безналичные, цифровые. Вот российская финансовая триада! То, что мы уже имеем.
Цифровые переводы и платежи заявят о себе в полный голос уже в 2025 году. Хотя «работают» и сейчас. В режиме эксперимента.
«СП»: Откуда тогда эти нарастающие день ото дня слухи о «смерти» бумажных рублей?
— Слухами не интересуюсь. Тут надо понимать, что любое цивилизованное государство всегда учитывает интересы и предпочтения своего населения. У нас сейчас отмечается тенденция к росту безналичных расчетов. Они удобней, безопасней, мобильнее. На такой основе и возникают цифровые валюты.
Бизнесу не надо таскать с собой баулы, набитые пачками денег. Резко снижаются коррупционные возможности. Оперативно блокируются мошеннические схемы. Последнее, замечу, актуально для РФ, подвергающейся беспрецедентным атакам аферистов по цифровому контуру.
Что касается налички, я уверен, что всегда будут возникать торговые виды услуг, где они нужны. Преимущественно, конечно, в мелких платежах. Это удобно и цифровым операторам, «мелочь» не их стезя.
«СП»: А если вдруг огромная инфляция?
— Так было сравнительно недавно в развивающихся африканских экономиках. Уж натаскались там с баулами, начиненными наличкой! Пришлось оперативно перестраиваться на оплату с помощью телефона. И — нормально, нет проблем. На экономику как таковую влияет многообразие самых разных факторов. В каждой стране свои нюансы. Мы в России исходим и будем исходить в ближайшие годы из того, что у нас денежная триада. Внутри неё могут быть, безусловно, самые разные композиции, учитывающие, в том числе, предпочтения населения. И все. Точка.
«СП»: Уточните, пожалуйста, чем цифровые деньги отличаются от биткоина?
— Цифровая форма национальной валюты, выпускаемая ЦБ, — это криптовалюта в широком смысле слова. Деньги, которые эмитируются ЦБ, и за которые государство несет ответственность. А биткоины — некий спекулятивный специфический актив. Во многих странах они ограничены или вообще запрещены. У нас к ним тоже осторожное отношение. Но в условиях жестких ограничений и по желанию зарубежных контрагентов иногда платим ими, чтобы обходить санкции.
«СП»: А мошенничество в «цифре» есть?
— Оно росло у нас по безналу: переводы с карты, терминалы, межбанковские платежи. В «цифре» подобное фактически невозможно из-за жесткого контроля ЦБ. Платеж целевой, четко обозначен. Дать, например, взятку физически невозможно. Мошеннические схемы ещё впереди. Вслед за прогрессом, как известно, идут и нечистоплотные люди. Посмотрим, как они смогут избегать контроля платежей цифровым рублем.
В мире на сегодня более 90 стран, где уже либо тестируются собственные цифровые валюты, либо разрабатываются их проекты. Работают же пока они только в трех странах: Индии, Китае и России. Правда, пока только на уровне эксперимента.
«СП»: А в Штатах?
— В США нет цифрового доллара. Как и евро в ЕС. Но это не значит, что со временем они не появятся.
«СП»: То есть мы опередили «гегемона»?
— На данном этапе — да. И КНР тоже позади нас — там не более чем «продвинутый кошелек», а не нацвалюта. Тем не менее, финансовый мир движется к тому, что будут возникать новые формы денег. Выживет ли в такой ситуации доллар, станет ли он мировой валютой, будучи оцифрованным, гадать неперспективно. Время покажет.
Последние новости о банках, банковских картах, сбережениях и финансовых рынках, — в теме «Свободной Прессы».