На стартовавшем в Казани во вторник, 22 октября, саммите БРИКС, российский президент Владимир Путин озвучит, как предполагается, «план по крушению доллара». Предложив лидерам стран-участниц организации создание новой финансово-платежной системы. «Чтобы нанести удар по доминированию Америки в мировых финансах и защитить Россию и ее друзей от санкций», — как пишет об этом автор англоязычного еженедельника The Economist.
О том, что такой план может появиться, разговоры ходят не первый месяц. Не зря же президент Путин еще в марте подписал закон, позволяющий использование цифровых финансовых активов для международных транзакций. Это аналоги долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале, оформленные через блокчейн (криптовалюты, в том числе, биткоин, к ним не относятся).
Да и в Минфине РФ в июне анонсировали появление платформы для расчетов в национальных валютах: BRICS Bridge. В том числе, в цифровых, обеспеченных фиатными деньгами. То есть, не золотом или другими драгоценными металлами.
Последнее, по мнению специалистов, едва ли не самое важное. Ведь номинальная стоимость таких средств платежа устанавливается и гарантируется государством вне зависимости от стоимости материала их изготовления. Что позволит проводить экономические операции, не испытывая зависимости от тех, кто решил сделать из доллара и евро оружие.
Как отмечает The Economist, идею альтернативной системы, помимо России, активно лоббирует и Китай. Ведь она может обеспечить странам Глобального Юга более дешевые и быстрые транзакции. А еще привлечь развивающиеся экономики.
Не исключено, что именно этому были посвящены за несколько дней до начала саммита-2024 в Казани ряд встреч его организаторов с представителями заинтересованных государств-участниц. Тогда же, видимо, состоялось и обсуждение темы создания кредитно-рейтингового агентства и большой страховой компании.
Похоже, работа по созданию альтернативной международной платежной системы в самом разгаре. Россия, Китай — уже, считай, треть мира! Плюс, с большой вероятностью, Индия. А также, высказывающие свою заинтересованность к независимой от доллара валюте, Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Эфиопия.
Как заметил президент Путин, объединение БРИКС распространяется уже на треть территории суши (33%) и почти на половину населения планеты (45%). А это уже (цитата) «уровень мировой торговли».
О перспективах формирующейся в рамках организации БРИКС новой международной платежной системы корреспондент «СП» поговорила с публицистом и политологом-американистом Малеком Дудаковым.
— На текущий момент мы наблюдаем постепенные, но всё ускоряющиеся процессы деглобализиции в мировой экономики. И хотя доллар держится пока ещё довольно высоко в общемировой торговле, он уже явно падает, — считает Малек. — Например, на рынке вложенных в центробанки мира активов.
Сейчас многие страны, включая Китай, Индию, ближневосточные монархии, все меньше вкладывают деньги в американские казначейские бумаги. И всё больше в золото. В реальное, физическое золото. Потому, что его просто-напросто нельзя ни конфисковать, ни наложить на него санкции. Как это случилось с нашими российскими активами в США и Европе.
И мы видим, как многие страны пытаются перейти на торговлю национальными валютами.
«СП»: Да, но, как утверждают финансисты, доля доллара в мировой торговле в последние месяцы, пусть и незначительно, но подросла…
— Это за счет падения роли евро, случившемся «благодаря» янки — закабалили его своими «зелеными».
А если взять, скажем, китайский юань, то он уже выходит на 3−4 место в мире. Нет, уже вышел на 3 место. И в ближайшие несколько лет доля юаня в мировой торговле, безусловно, вырастет не менее чем на 10%. А, может, и больше.
«СП»: По мнению британских аналитиков, разрабатываемая финансовая система БРИКС может угрожать многолетнему доминированию США в мире, ускоряя падение доллара, который десятилетиями считался «основой послевоенного порядка».
— Что касается доллара, я думаю, что его доля будет постепенно сокращаться. Однако резкого обвала мы в ближайшее время, скорей всего, не увидим.
Если, конечно, в США не случится дефолт. Или не произойдет како-либо крупное потрясение. Например, гражданская война. Вот тогда у «вечно зеленного» будет незавидная судьба.
Но в любом случае, он останется ведущей валютой для стран Запада. И теми государствами, которые с ними кооперируются — это колонии и полуколонии. А остальной мир будет торговать в национальных валютах, используя независимые системы.
«СП»: Когда стоит ждать появление валюты БРИКС, о чем много сейчас говорят в России и не только?
— Это эфемерная, на мой взгляд, история. Речь может идти только о платежных инструментах данной организации.
Главное из них — альтернатива международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей — SWIFT. Которая бы объединяла центробанки Глобального Юга, включая РФ и КНР.
В рамках [новой] SWIFT можно бы было проводить транзакции в обход долларовой системы. И, прежде всего, в обход англосакских и ЕС санкций. Вот что важно!
А единая валюта, на мой взгляд, вряд ли появится. Потому что она чисто техническая. Её никто из рядовых граждан никогда в жизни не увидит, и пользоваться ею не будет.
«СП»: Создание альтернативной платежной системы дело, наверное, небыстрое?
— Совершенно верно. Пройдет какое-то количество лет, пока мы ее увидим. Но начало уже положено. У Китая финансовая «цифра» уже в движении. Её использование ускоряют западные санкции. Если я не ошибаюсь, на данный момент треть мира под ними…
«СП»: По данным The Economist, за два десятилетия (до 2021 г.) число находящихся под американскими санкциями возросло более чем на 900%.
— В такой ситуации у государств на разных континентах все больше желания торговать в обход запретов. Используя те возможности и системы, что разрабатываются в рамках БРИКС.
Последние новости о развитии БРИКС, — в теме «Свободной Прессы».