После того, как Дональд Трамп победил на президентских выборах активизировалась дискуссия по поводу будущего мировой нефтяной отрасли и того, как политика будущей администрации президента США может повлиять на рубль.
Goldman Sachs и Citigroup еще летом прогнозировали, что цены на нефть при победе Трампа снизятся, если он проведет обещанное масштабное введение пошлин на зарубежные товары, прежде всего из Китая, и выполнит планы по наращиванию добычи нефти в самих США.
При этом по прогнозу инвестбанка RBC Capital Markets, возвращение Трампа на пост президента приведет к смягчению ограничений на российскую нефть и ужесточению в отношении иранской. На рынке нефть пока не обвалилась.
«СП» поговорил со специалистами, чтобы разобраться в возможной стратегии Трампа в отношении нефтяной отрасли.
— Трамп известен как большой друг американской нефтяной отрасли, это его электорат, республиканцы. В 2016 — 2020 годах его администрация и он лично вели политику под лозунгом «Сделаем Америку великой энергетической державой». Даже при демократах этот лозунг не был забыт.
США сейчас является крупнейшим производителем (почти 13,5 млн б/с) и экспортером нефти. Для сравнения, Россия добывает по разным оценкам порядка 10 млн б/с, учитывая ограничения в рамках ОПЕК+, Саудовская Аравия — тот же объем примерно, — подчеркнул руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко.
— Во время своего первого президентского срока Трамп давал максимальное количество налоговых льгот нефтяному сектору, субсидировал нефтяные и нефтесервисные компании. То есть США будут оставаться крупнейшим производителем нефти во время второго срока политика.
Можно вполне согласиться с оценкой, что американская добыча нефти в ближайшие 3−4 года может выйти на уровень 15 млн б/с. Это будет в противовес сделке в рамках ОПЕК+, и таким образом Вашингтон будет пытаться захватить рынки сбыта тех стран, которые будут сдерживать свою добычу.
С другой стороны, американским производителям нефти будет не совсем комфортно существовать при совсем уж низких ценах. Текущая стоимость нефти — в диапазоне $70−80 за барр. — является консенсусной и комфортной для самых различных игроков, в том числе и для того, чтобы нефть потреблялась.
Как правило, за скачками цен наверх идет снижение потребления. Прибыльность в нефтяной отрасли не является единственным критерием, есть еще объем потребления, спрос. Высокие цены на нефть разрушают спрос на нее.
«СП»: Как США могут нарастить и без того высокий уровень добычи?
— У них сланцевые формации, сланцевых месторождений в США много. Американская нефтяная отрасль научилась жить при любых ценах, она стала устойчивой к мировой ценовой конъюнктуре. В Штатах порядка 6 тыс. производителей нефти, в том числе и мелкие хозяйства. У них сильно разнится финансовая и долговая нагрузка на каждого конкретного производителя. Поэтому у США добыча нефти диверсифицирована.
«СП»: Какие факторы еще могут повлиять на рынок во время будущего правления Трампа?
— Один из вопросов связан с тем, будет ли Трамп поддерживать эскалацию на Ближнем Востоке. Если да, то размен ударами обязательно на какой-то очередной волне может привести к повреждению нефтяной инфраструктуры.
Вопрос также в том, будет ли Трамп продолжать свою предыдущую политику по отношению к Китаю, а экономически она была достаточно жесткой. Если да, то надо смотреть, как будет реагировать китайская экономика на это, которая является одним из ключевых потребителем нефти.
«СП»: После того как Трампа начали поздравлять с победой на выборах миллиардер Олег Дерипаска написал, что к маю стоимость нефти может упасть до $50. Насколько такая ситуация реалистична?
— $50 за барр. может произойти только в случае распада сделки ОПЕК+, и если США начнут качать нефть по максимуму. Администрация Трампа скорее всего не будет расшатывать нефтяные цены, чтобы они падали ниже $70−80 за баррель.
— Сам по себе приход Трампа не сулит ухода нефти на $50 за барр. И в целом на следующий год пессимистичные прогнозы склоняется в сторону $60 за барр. Более сдержанные — в сторону диапазона $70−80 за барр., — продолжила эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская.
— Сценарий $50 за Brent возможен при нарушении дисциплины членов ОПЕК+, а также в случае непредвиденных проблем с мировой экономикой — пока ничего из этого не ожидается. При этом приход Трампа у многих экспертов ассоциируется с усилением напряженности на Ближнем Востоке, а это плохо сочетается с низкими ценами на нефть.
«СП»: Как приход Трампа к власти может повлиять на рубль?
— Сценарий падения цен до $50 за Brent предполагает девальвацию рубля и соответственно разгон инфляции. Что будет делать ЦБ России в таком случае — даже страшно представить.
— Положительного эффекта для рубля не может быть. Трамп уже сказал, что снизит цены на нефть, будет развивать свою добычу, и собирается, надавив на вассальный ЕС, снизить европейскую торговлю с Китаем и таким образом спрос на нефть упадет.
Если нефть упадет, то получится, что у нас рубль окажется под давлением, также учитывая, что у нас половина валютных резервов заморожена. Пока мы должны ориентироваться на курс примерно 100 руб. за $1, — рассказал член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.
— Что касается сценария $50 за барр. Brent, то он реален в качестве негативного. В таких условиях российский Urals будет стоить $45 примерно. И несмотря на то, что повышение ставки ЦБ зависит прежде всего от инфляции, падение стоимости нефти будет тормозить ее снижение.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».