Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Ипотечная авантюра: бюджет платит трижды, но это — полбеды

Получатели льготных кредитов на покупку жилья уже залезли в карманы наших детей

3256
Ипотечная авантюра: бюджет платит трижды, но это – полбеды
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Прогнозы траектории ключевой ставки, представленные в окончательном варианте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на следующий год, известны и уже «разложены по полочкам». Суть в том, что инфляция пока не сдается, а значит, высокие процентные ставки с нами надолго — при любом сценарии.

В этой ситуации особенно важно поддерживать приоритетные отрасли промышленности, чтобы высокие ставки не помешали их развитию. Если приоритетные отрасли государство будет поддерживать на адекватном уровне, то жесткая денежно-кредитная политика (ДКП) наоборот будет способствовать их развитию, перенаправляя туда дефицитные ресурсы (в первую очередь, трудовые) из менее важных сфер, рост в которых вследствие жесткой ДКП будет замедляться.

А дальше встает вопрос: какие именно сферы экономики должны быть приоритетными. В условиях санкций и масштабных боевых действий в качестве приоритетных отраслей естественно рассматривать гособоронзаказ и высокотехнологическое импортозамещение.

Читайте также
Михаил Делягин: Минфин просто издевается над бюджетом России, главное для него - проценты по госдолгу Михаил Делягин: Минфин просто издевается над бюджетом России, главное для него — проценты по госдолгу Замораживание денег и дотирование финансовых спекулянтов опять определены приоритетами отечественной экономики

Сюда же можно добавить инвестиции в производительность труда, но только такие, которые принесут быструю отдачу и поспособствуют ослаблению дефицита рабочих рук уже в самой ближайшей перспективе. Да, именно так: сейчас не время для масштабных инвестиций в далекое будущее; сначала надо решить насущные задачи, и лишь потом — прокладывать дорогу к долгосрочному развитию.

Что касается гособоронзаказа, то с его поддержкой у нас, по-видимому, все более-менее в порядке. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из очевидных успехов российской армии, которые в последнее время заметны даже через густой «туман войны». Конечно, в оборонке тоже есть какие-то точечные проблемы, но, по-видимому, они оперативно решаются в рабочем порядке.

А вот с высокотехнологичным импортозамещением у нас ситуация явно «не очень». Значит, господдержка там недостаточна.

Причин несколько. Главная состоит в чрезмерном уповании на «невидимую руку рынка». За годы жизни под санкциями уже понятно, что для расшивки узких мест в производственных цепочках и для обеспечения экономической безопасности государства не надо бояться применять «ручное управление» гораздо шире, чем это делается сейчас. Дело здесь не только в объеме выделяемых средств (подробнее об этом), но он имеет первостепенное значение. И по результатам мы видим, что выделяемых средств катастрофически не хватает.

Одна из основных причин такого положения дел, на наш взгляд, состоит в том, что к приоритетным отраслям фактически отнесено также жилое строительство, и львиная доля господдержки до сих пор идет именно туда — в форме субсидий банкам по льготной ипотеке. А развитию импортозамещения достаются крохи. Несколько странная ситуация!

Чтобы увидеть, что стройка оттягивает на себя львиную долю льготного кредитования, достаточно взглянуть на гистограмму в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» (рис. 10.2 на врезке 10), на которой показана структура совокупного портфеля льготных кредитов — в динамике с начала 2020-го по июнь 2024 года.

Мы видим, что объем задолженности по льготным кредитам малому и среднему бизнесу с 2021 г. стабильно держится около 2 трлн рублей. Примерно такая же картина и с задолженностью по льготным кредитам агропромышленному комплексу.

По «прочим корпоративным кредитам» (высокотехнологичное импортозамещение сосредоточено в основном в этой категории) льготная задолженность была фактически нулевой до 2022 г.; к середине 2022-го она выросла примерно до 2 трлн, но с середины 2023-го стала снижаться и сейчас составляет чуть более триллиона рублей. По состоянию на июнь 2024 г. совокупная задолженность по указанным трем видам кредитов составляла порядка 5 трлн рублей.

Между тем, задолженность по ипотеке с господдержкой из федерального бюджета (во всех ее видах — льготная, семейная и т. д., но без учёта региональных программ) непрерывно растет с середины 2020-го; более того, ее рост резко ускорился с середины 2023 года. По состоянию на июнь 2024 г. общий объем задолженности по ипотеке с господдержкой составлял около 10 трлн руб., то есть почти вдвое больше, чем по всем остальным программам льготного кредитования вместе взятым и на порядок больше, чем по льготным кредитам на развитие высокотехнологичного импортозамещения.

Мы уже писали, что субсидии банкам по льготной ипотеке встанут нашему федеральному бюджету в 1,1 трлн руб. в этом году и еще, как минимум, в триллион в следующем. Более того, триллион рублей ежегодно — это только прямые расходы нашего бюджета. А ведь есть еще и косвенные.

Это, во-первых, дополнительные процентные расходы бюджета в связи с необходимостью размещать больший объем госдолга, причем под очень высокую доходность. А во-вторых, сама необходимость в столь высоких процентных ставках для подавления инфляции в значительной степени порождена масштабной льготной ипотекой. Иными словами, огромные объемы льготных кредитов не только являются базой для реализации процентного риска при росте ставок, но и сами оказываются одной из важнейших причин этого роста. Поясним подробнее.

Дело в том, что ЦБ для борьбы с инфляцией ставит задачу охладить общий объем кредитования, но льготные кредиты с субсидируемой ставкой нечувствительны к изменениям ключевой ставки (КС).

На упомянутой гистограмме в «Основных направлениях ДКП» мы видим, что по состоянию на середину текущего года доля этого сегмента составляла порядка 16% от всего портфеля банковских кредитов нефинансовым организациям, и, как отмечено выше, две трети этой доли приходится на льготную ипотеку. А раз существует столь значительный сегмент, кредитование в котором растет при любой ставке, регулятору приходится поднимать КС для всех остальных еще выше.

Эта проблема присуща любому льготному кредитованию, не только ипотечному. Но если речь идет о поддержке импортозамещения, инвестициях в производительность труда и о расшивке узких мест в технологических цепочках, это «необходимое зло». На это надо идти, чтобы обеспечить экономическую безопасность государства. Но жилое строительство, при всем уважении к этой отрасли, не является критически важным элементом для безопасности государства в нынешних условиях.

Пофантазируем, как бы сменился расклад, если бы программ ипотеки с господдержкой не было вообще. Если бы при этом все остальные программы льготного кредитования были такими же, как сейчас, то доля сегмента льготных кредитов составляла бы порядка 5% от всего портфеля банковских кредитов нефинансовым организациям, и это не оказывало бы существенного влияния на эффективность ДКП. Иными словами, для борьбы с нынешним разгоном инфляции вполне хватило бы более низких ставок — скажем, КС на уровне 12−13% (цифры условные, точных расчетов мы не проводили, да это и невозможно).

Читайте также
Фокусы ОСАГО: Почему в Белоруссии полисы дешевле, чем в России в 4-5 раз? Фокусы ОСАГО: Почему в Белоруссии полисы дешевле, чем в России в 4−5 раз? Страховые компании сильно занижают выплаты по автогражданке и переводят стрелки на Центробанк

Стоит посмотреть на ситуацию и под немного другим углом. Если бы ипотеки с господдержкой не было вообще, то можно было бы втрое увеличить субсидирование высокотехнологичного сегмента промышленности (чтобы общий объем задолженности по «прочим корпоративным кредитам» был не один триллион рублей, как сейчас, а три).

И даже при таком троекратном увеличении этих субсидий доля сегмента льготных кредитов составляла бы порядка 7−8% от всего портфеля банковских кредитов нефинансовым организациям, то есть вдвое меньше, чем сейчас. А значит, для борьбы с нынешним разгоном инфляции хватило бы КС на уровне, скажем, 15−16%.

В этом смысле показательна ремарка зампреда ЦБ Алексея Заботкина на пресс-конференции по итогам октябрьского заседания ЦБ.

Главе ЦБ был задан вопрос, реально ли победить инфляцию при столь высоком уровне бюджетных расходов. На это Эльвира Набиуллина ответила, что это возможно. В качестве примера она привела легендарного Пола Волкера, который в начале 1980-х с помощью высокой КС справился с разгоном инфляции в США — примерно таким же, как сейчас в России. Притом что госрасходы в США в указанный период тоже были весьма значительными (так называемая рейганомика).

К этому ответу своего босса Алексей Заботкин добавил: хотя уровень инфляции в США тогда и у нас сейчас сопоставимы, Полу Волкеру для победы над инфляцией оказалось достаточно поднять ставку до 20%, а нам приходится идти дальше — ровно потому, что у нас столь значительные объемы льготного кредитования; в Америке ничего подобного не было.

Итак, разгон инфляции и, как следствие, необходимость в жесткой ДКП — это цена, которую мы платим за многолетнюю авантюру с массовой льготной ипотекой.

А значит, расходы федерального бюджета, которые он вынужден нести из-за этой авантюры, — это не только триллион рублей ежегодно и проценты на этот триллион, а также дополнительные процентные расходы по всему остальному объему госдолга, размещенного после начала активной фазы борьбы с инфляцией: из-за более высокой КС Минфин вынужден размещать ОФЗ под более высокую доходность. Из этих трех составляющих и складывается цена, которую мы платим за авантюру с массовой льготной ипотекой.

Мы здесь даже не говорим о прочих — неденежных — компонентах цены этой авантюры.

Во-первых, это эпический пузырь на рынке жилой недвижимости, делающий жилье даже с господдержкой еще менее доступным, чем оно было на рыночных условиях до запуска массовой льготной ипотеки.

Читайте также
Трамп разгоняет биткоин. Какой куш сорвёт Россия? Трамп разгоняет биткоин. Какой куш сорвёт Россия? Успех отечественного криптовалютного рынка зависит от того, как скоро майнинг станет «белым»

Во-вторых, это стимулирование перетока активного населения в Москву и еще несколько городов-миллионников, способствующий деградации прочих регионов.

В последние пару лет к этому добавился вклад гипертрофированно разросшейся строительной отрасли в усиление дефицита рабочих рук. Стройка, как пылесос, оттягивает на себя трудовые ресурсы, причем именно те, которые сейчас в наибольшем дефиците — людей рабочих специальностей (раньше это было не столь важно, так как вопрос дефицита трудовых ресурсов не стоял так остро).

Тем самым избыточная активность в строительстве делает еще более сложным создание новых импортозамещающих производств, ведь их основная проблема — это нехватка рабочих рук.

Но даже в отношении чисто денежных расходов, которую наша страна платит и еще долго будет платить за массовую льготную ипотеку, надо понимать, что это не абстрактные деньги, они берутся из наших с вами кошельков — из карманов налогоплательщиков!

Счетная палата опубликовала результаты аудита ипотечного рынка, откуда выяснилось, что в России насчитывается почти 115 тыс. человек, которые взяли две и более льготные ипотеки, а один «рекордсмен» сумел оформить на себя аж 26 льготных кредитов.

Выгоду, которую получили эти ушлые покупатели, оплачиваем мы с вами, а потом ее еще много лет будут оплачивать наши дети. И это надо четко понимать!


Публикуется в сокращении. Полный текст здесь


Последние новости о банках, банковских картах, сбережениях и финансовых рынках, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня