Эмбарго на экспорт зерна, введённое Россией в августе прошлого года, может быть отменено в ближайшие дни, заявил первый вице-премьер Виктор Зубков. Вопрос об этом включён в повестку дня заседания кабинета министров, намеченного на 1 июля. По словам Зубкова, цель эмбарго достигнута: цены на зерно, искусственно взвинченные биржевыми игроками в прошлом году, снизились примерно на 40% и составляют сегодня от 5,2 до 5,4 тысяч рублей за тонну. Однако за полтора года, в течение которых российское зерно не поступало на внешний рынок, конкуренты сумели занять ниши, контролировавшиеся до 2010 года российскими экспортёрами. Прежде всего это касается Египта, которому Россия поставляла до половины импортируемого в страну хлеба. Сейчас за египетский рынок бьются американские, украинские и казахстанские импортёры, которые вряд ли обрадуются возвращению старых конкурентов.
Решение Москвы о введении эмбарго на экспорт зерна больно ударило прежде всего по российским экспортёрам, которые с тех пор не уставали агитировать в правительстве и СМИ о его отмене. Последний по времени такого рода крик души был распространён 18 мая по официальным каналам администрации губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва. «Уже в июле 2011 года мы уберём не меньше семи миллионов тонн хлеба, два миллиона тонн кукурузы и почти миллион тонн риса, — цитирует пресс-служба разговор губернатора с вице-премьером Зубковым. — Элеваторы на четверть заполнены зерном прошлого урожая — его остаётся ещё два миллиона тонн. Хранить новый урожай нам будет просто негде», — резюмирует Ткачёв.
Закономерным считает предстоящее решение правительства об отмене запрета на экспорт зерна директор Центра аграрных исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы Александр Никулин:
— У введения эмбарго были свои лоббисты, у отмены — свои. Сегодня именно они берут верх. Очевидно, в правительстве чувствуют себя уверенно, будучи убеждены, что в одну воронку бомба дважды не падает и прошлогодняя засуха этим летом в России не повторится, а значит, зерно можно снова вывозить.
«СП»: — Но нет ли у этого решения и политической подоплёки? Одно время в прессе была популярна версия, что именно отсутствие дешёвого хлеба из России и стало главной причиной волнений в Египте и других странах Ближнего Востока, приведших в итоге к «арабским революциям»…
— Фактор этот если и имел место, отнюдь не был решающим. Из России Египет действительно получает до 50% всего объёма импортной пшеницы — 540 тысяч тонн зерна в год — однако это, главным образом, фуражное зерно, идущее на нужды животноводства, а вовсе не на тот пресловутый «социальный хлеб», субсидии на который были одним из главных рычагов, помогавших Хосни Мубараку удержаться у власти. Кроме того, «российская ниша» в египетском зерновом импорте была немедленно заполнена американцами, предложившими Каиру свою твёрдую краснозёрную озимую пшеницу. Оживились и казахстанские экспортёры, в любой момент готовые начать поставки своего зерна в Египет транзитом через Каспий, Азербайджан и Грузию. Украина же вообще готова покрыть все 100% потребностей Египта в зерне, предлагая Каиру по миллиону тонн пшеницы в год. Но египтяне никогда не настолько наивны, чтобы класть все яйца в одну корзину, ставя себя в зависимость от эксклюзивного поставщика.
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут также без особого оптимизма оценивает перспективы возвращения России на египетский зерновой рынок:
— Мировой рынок зерновых чрезвычайно насыщен, чрезвычайно напряжён и не терпит пустоты. Полтора года отсутствия России в Египте привело к тому, что наше место заняли другие, а завоёванные с таким трудом позиции теперь придётся с ещё большим трудом возвращать.
«СП»: — То есть вы считаете решение о введении зернового эмбарго ошибочным?
— Не в моей компетенции оценивать решения правительства, но если говорить объективно, задачи, ради выполнения которых было принято решение о введении эмбарго, выполнены, и запрет можно снимать. Цены на зерно приблизились к уровню себестоимости. И не превышают сегодня у производителей 5,5 тысячи рублей за тонну. Теперь мы надеемся на некоторый рост цен, который, помимо прочего, позволит выйти из кризиса мукомольной отрасли, ведь в стоимости муки 85% составляет стоимость зерна.
Однако хлеборобам и мукомолам сейчас даже не до прибылей: наиболее срочная задача — разгрузить южные регионы России от излишков хлеба, накопленных с прошлого года. По нашим данным, эти излишки оцениваются в 4−5 миллионов тонн. А ведь в июне на юге уже начнётся сбор ячменя и его надо будет куда-то закладывать. Затаривание элеваторов грозит массовыми потерями зерна.
Кстати, по прогнозу Минсельхоза, объем урожая зерновых в нынешнем году может составить 85−90 млн тонн. При этом намолот озимых — 42 млн тонн при урожайности 30 ц/ га. Яровых при урожайности яровых 15 ц/га этих культур удастся собрать около 45 млн тонн. Для обеспечения внутреннего спроса на зерно в России его урожай должен быть не менее 85 млн тонн в год. В прошлом году из-за сильнейшей засухи урожай зерна снизился на 37% по сравнению с 2009 годом и составил 60,9 миллиона тонн зерна.