Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Идея оказалась шипучей — появление главного новогоднего напитка связывают и с Наполеоном, и со Сталиным

Сегодня бутылка более-менее приличного шампанского обойдётся в 500 рублей. Но есть вариант «по-домашнему»

1927
Идея оказалась шипучей – появление главного новогоднего напитка связывают и с Наполеоном, и со Сталиным
Фото: ТАСС/Алексей Филиппов

До Нового года начался обратный отсчёт, многие россияне уже отправились в магазины закупаться — перед праздником всё опять подорожает. Но цены не радуют уже сегодня: мандарины непомерно дороги, да и цены на шампанское подскочили как-то очень уж чувствительно. А без шампанского и оранжевых цитрусовых Новый год — не в радость.

450−500 рублей за бутылку чего-либо более-менее приличного — в меньшие деньги нынче не уложиться. По означенному ценнику можно приобрести продукцию Московского комбината шампанских вин (МКШВ), «Абрау-Дюрсо», «Левъ Голицынъ» или что-то в этом роде. Есть, конечно, товары и подешевле. В районе 300 руб. за 0,7 литра на полках вроде как тоже полное изобилие.

Но нужно быть предельно осторожным, по большей части к вину всё это не имеет ни малейшего отношения. На ряде бутылок надпись «напиток винный игристый» читается хорошо, но в основном её выполняют не особо крупным шрифтом — дабы не пугать покупателя. Ведь в переводе на русский сие означает «лютая химия».

Читайте также
Ждать ли обвала на рынке недвижимости Ждать ли обвала на рынке недвижимости Ипотеку в США разгромили ниндзя. Чем мы лучше?

«Ещё в 2012 году рынок разделился на две части: собственно, игристые и шампанские вина и газированные винные напитки. В первых было 100% винограда, но и стоили они существенно дороже. Во вторых — всего 50%, но и цена на них была куда как более привлекательной. В 2020-м оба показателя уравняли, повысив акцизы на газированные вина до уровня игристых. А поскольку разница практически исчезла, народ справедливо рассудил, что лучше уж чуть переплатить, но взять что-то качественное от известного бренда», — объясняет директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

50% это, конечно, очень оптимистично. Скорее, данная оценка относится к дорогим «винным напиткам» — около 300 рублей и выше за 0,7 литра. А ведь есть и просто пойло по 150−200 руб. за бутылку, его, как правило, выкидывают «со скидками» ближе к празднику. Когда ценники на нормальные вина уходят куда-то в космос. Вот пипл и хавает дешёвку.

Тем более, что всё такое красивое, да и реально недорого. Типа «шампанское» можно приобрести и кислотно-розовое, и фиолетовое, и всякое лиловое-голубое. Пищевые красители в наши времена стоят копейки, а уж насколько они безвредные — вам сие никто не скажет. Наверное, всё-таки это покупать не стоит, лучше нарушить традицию и купить что-то пусть и не шипучее, но натуральное.

Кстати, а откуда вообще у нас эта традиция — покупать на Новый год явно чуждый, «недружественный» напиток? Есть легенда, что первый раз шампанское пили действительно вражеское, трофейное. Дескать, в 1812 г. Наполеон вёз в своём обозе огромное количество этого вина, дабы вдумчиво отметить победу над Россией. И всё его тут бросил, когда пришлось спешно драпать, произошло это аккурат под самый конец года. И новый 1813-й русские офицеры встречали, употребляя импортную шипучку.

Традиция разрезать бутылку шампанского саблей (то есть мечом) зародилась во времена правления императора Наполеона во Франции.
Традиция разрезать бутылку шампанского саблей (то есть мечом) зародилась во времена правления императора Наполеона во Франции.

Звучит, конечно, красиво и патриотично, однако как-то не особо убедительно. Некоторые историки вообще сомневается в том, что данная война была, да и с материальными подтверждениями — артефактами начала XIX века — как-то совсем плохо. Даже металлических пуговиц с французских мундиров найден самый мизер, равно и оружия, хотя в страну вроде как вторглось более 600 тыс. военнослужащих. А бутылок от «наполеоновского» шампанского и вовсе не зафиксировано.

Судя по всему, история гораздо прозаичней, и двух с лишним веков этой традиции нет. «Жить стало лучше, жить стало веселее!» — сказал 17 ноября 1935 г. в выступлении на Первом всесоюзном совещании стахановцев товарищ Сталин.

Страна, действительно, развивалась невиданными в мире темпами, существенно улучшалась и ситуация с продовольствием. Накануне нового 1936-го года в «Правде» появилась статья, «реабилитирующая» и ёлку в частности, и сам праздник в целом. А 28 июля 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) и Совнаркома «О производстве „Советского шампанского“, десертных и столовых вин».

Заводы построили очень быстро, и уже через пару лет шипучее вино перестало быть дефицитом. И всякое прочее тоже. В магазинах появились рекламные плакаты «На праздник — лёгкие вина» — с пьянством боролись, хотя его тогда особо и не было. В прессе начали публиковать фотографии, как правильно встречать Новый год, с шампанским в кадре.

Кстати, 1 января был обыкновенным рабочим днём, выходным он стал только в 1947-м. Тем более не до обильных возлияний. Не исключено, что и байку про алкогольный обоз Бонапарта пустили в те же годы, не стоит недооценивать советских пропагандистов.

Около трети всего шампанского продаётся в РФ именно на Новый год, отечественный товар занимает более 95% рынка. А для падких на всё западное граждан во имя импортозамещения созданы многочисленные обманки с псевдоитальянскими (и псведоиспанскими) названиями и соответствующим дизайном тары.

Настоящие Asti Martini, Asti Mondoro и иже с ними нынче уже стоят от 1100−1200 рублей за 0,75 л, для подавляющей части граждан России это совершенно неподъёмные деньги. Но можно купить что-то типа Bello Monetti или его аналоги. Написано «по ненашему», бутылка красивая, шипит. Что там внутри? Вода и этиловый спирт в составе точно есть.

На фото: в одном из советских ресторанов, 1960-ые годы.
На фото: в одном из советских ресторанов, 1960-ые годы. (Фото: ТАСС)

Впрочем, отечественные шампанские вина именитых марок тоже в общем-то не особо импортозамещённые, это порой тот ещё «коктейль». Потому, что российского виноматериала не хватает. Это при Сталине и после него тоже, в годы СССР, всё было своё и натуральное, сейчас ситуация гораздо печальней.

Уничтоженные при Горбачёве виноградники до сих пор не восстановлены, более того, по причине разорения хозяйств и изъятия земель под всякие олигархические стройки процесс сокращения площадей под лозу продолжается.

«Наши предприятия не могут обеспечить потребность в ощутимом объёме запроса сельских хозяйств. У питомников нет достаточной сырьевой базы, чтобы быстро развернуть свои мощности. Необходимо создавать новые комплексы, проводить закладку маточников в достаточно крупном объёме», — обозначает ещё одну проблему винодел, партнёр проекта Cellar Master Алексей Сапсай. То есть ещё и сажать нечего — нет посадочного материала.

Виноматериал импортный, курс рубля падает, инфляция разгоняется, к тому же с 1 мая 2024 г. акциз на игристые вина подняли сразу в три раза. Так что 500 руб. это ещё не так и плохо. Видать, до торговцев дошло, что слишком большую наценку делать не стоит — уже не купят. Вспомнят известный народный рецепт «шампанского по-домашнему» — муж пьёт водку, а жена шипит.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня