Почта и в советские-то времена работала из рук вон плохо. А сейчас ее функции фактически сошли на нет.
При этом частные службы доставки чего угодно успевают и клиентов обслужить, и заработать, а федеральная почта, с ее мощным административным и бюджетным ресурсом, приносит сплошные убытки и не справляется с элементарными социальными задачами вроде доставки периодики, при этом не забывая получать от издателей огромные деньги.
В правительстве идет обсуждение: за счет чего почта может выжить. Среди предложений кабинета министров — программа поддержки «монстра». В списке обсуждаемых мер — ремонт отделений почтовой связи на деньги из бюджета и смягчение требований, чтобы «выровнять условия с маркетплейсами».
Но в правительстве идут в ногу со временем и улавливают тренды. Сейчас, например, кабмин предложил новацию: Минцифры РФ готовит проект закона о том, чтобы «Почта России» стала эксклюзивным поставщиком электронных заказных писем на портале Госуслуг.
Об этом сообщил глава ведомства Максут Шадаев на расширенном заседании Комитета СФ по экономической политике.
Спасать «Почту России» начали давно. И безуспешно. По словам Шадаева, за прошедшие четыре года спрос на основные услуги предприятия только снижался. Так, число получателей пенсий наличными сократилось почти на 15%, число подписчиков изданий — на 38%, а доставка посылок упала на 53%.
«Единственное, что на „Почте“ очень хорошо растет, это доставка электронных заказных писем, там рост в два с половиной раза», — поделился Шадаев. Выручка «Почты» находится на постоянном уровне в 220−230 миллиардов рублей в год.
В процессе подготовки этого материала я долго и безуспешно пыталась разыскать хотя бы одного сотрудника Почты России, которыми заполнена база чиновников. Но не нашла ни одного, кто бы продолжал работать там! Семь человек, с которыми разговаривала, из «Почты России» уволились. Других — сократили.
«Численность сотрудников мы в этих сложившихся условиях вынуждены были сокращать на 20%, но зарплата при этом у нас на 50% выросла за последние четыре года», — сообщил министр.
Плюс к этому, содержание более двух третей отделений почтовой связи «глубоко убыточно» и требует постоянных вливаний, чтобы продолжать функционировать. Поэтому «Почта России» вынуждена искать источники доходов и распродает часть недвижимого имущества. Она уже уступила ВТБ свой пакет акций «Почта-банка», получив за него 36 млрд рублей.
Неожиданно за безнадежно убыточную контору вступилась председатель Совфеда Валентина Матвиенко. Она назвала Почту России «важнейшей государственной структурой». Не забыла Валентина Ивановна и про долги «Почты России». Поэтому Совет Федерации обратился к правительству с просьбой: «Коллеги, разберитесь, пожалуйста, Почте нужно помочь финансово».
Матвиенко пригрозила: «Даже мысли не допускайте о возможности закрытия в отдаленных районах, сельской местности отделений „Почты России“, потому что это необходимое условие существования. Не важно, сколько там граждан живет».
Возникает, однако, закономерный вопрос: а для чего в принципе сейчас нужна почта? Заходя в это заведение, чаще всего видишь пустоту, заполненную открыточками, детскими раскрасками и сувенирами, а также одиноких гастарбайтеров, оформляющих посылку на историческую родину.
Для чего нужны сегодня отделения «Почты России» и стоит ли их спасать, вкладывая бюджетные деньги, «СП» спросила у кандидата экономических наук, финансового аналитика Михаила Беляева.
— Раньше «Почте России» уже выделяли значительные суммы, преобразуя ее офисы в отделения «Почта-Банка». Этих отделений открыли очень много, но услугами их пользовались единицы. Постепенно финансовые операции сошли на нет. Кстати, идея была позаимствована в СССР, когда в почтовых отделениях торговали облигациями государственного займа.
Если рассуждать здраво, объективной необходимости для существования отделений «Почты России» сегодня нет.
«СП»: Это связано с сокращением почтовых услуг?
— Сейчас в правительстве предлагают в отделениях «Почты России» оказывать услуги на электронной основе. Но это может сделать любой имеющий смартфон. Или компьютер в крайнем случае. Платежи по Госуслугам тоже многие проводят через личные гаджеты, для этого нет никакой надобности идти в отделение «Почты России», брать там электронный талон, стоять в очереди среди тех, кто покупает конверты или открытки, а потом ждать, когда операционист на «виснущем» компьютере выполнит то, что вы можете сделать сами, не выходя из дома. Кстати, банковские услуги тоже все больше переходят в виртуальную сферу, поэтому, не исключено, скоро придется спасать отделения банков.
«СП»: Вы считаете, что отделения «Почты России» вообще должны быть ликвидированы?
— Можно оставить одно отделение в районном центре, а остальные — сократить. Одновременно с этим снизится финансовая нагрузка на регионы.
«СП»: Но Матвиенко ратует как раз за то, чтобы открывать в регионах как можно больше отделений «Почты России». Очевидно, в этом логика «присутствия государства» в любом отдаленном уголке страны?
— Нельзя переносить региональный опыт на государственный уровень. В масштабе всей страны это работать не будет.
«СП»: Но ведь есть примеры в других странах, где почту уважают и считают едва ли не символом государственности. Взять, например, британскую Royal Mail. Английская королевская почта — одна из самых надежных в мире. С ее помощью можно отправлять деньги, просто вложив в конверт любую сумму наличными и быть уверенным в том, что адресат получит их в срок. В штате королевской почты постоянно работает специальный отдел расследований, в котором 272 следователя ежедневно занимаются вопросами воровства и хищений. Почему у нас всё иначе, и письма, отправленные по «Почте России», идут месяцами до адресата?
— В Англии совсем другие расстояния, а сотрудники совмещают несколько обязанностей. Богатейшие страны мира могут позволить себе содержать почты за государственный счет …