Дефицит кадров можно решить с помощью существенных ограничений сферы услуг. Такое мнение высказал глава сервиса по поиску работы Superjob Алексей Захаров. По его словам, Россия не может «себе позволить такую развитую сферу услуг», которая затягивает значительное количество ресурсов и кадров.
В начале декабря РБК опубликовал результаты совместного обзора hh.ru и ПЭК, согласно которому курьеры по медианной зарплате за январь-ноябрь (115,6 тыс. руб.) обогнали учителей (47 тыс. руб.), врачей (88,4 тыс. руб.) и даже IT-специалистов (у BI-аналитиков и аналитиков данных — 114,2 тыс. руб.).
«СП» поговорила с экспертами по поводу воздействия сферы услуг на рынок труда в России.
— Безусловно сфера услуг получила толчок к развитию во время пандемии. Сейчас многим трудно от этого отказаться, потому что та же доставка продуктов на дом достаточно удобна. Но в целом сфера услуг в России явно не такая мощная по сравнению с развитыми странами — с точки зрения того, сколько там аккумулируется трудовых ресурсов, — отметил доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.
— Стоит помнить, что некоторые страны добились высоких результатов за счет развития сферы услуг, к примеру ОАЭ. Первоначально страна увеличивала свои доходы исключительно за счет нефти, но на текущий момент там есть и очень развитая сфера туристических и финансовых услуг.
Кроме того, предложение о сдерживании сферы услуг можно было бы обсуждать при профиците кадров там, но это не так. Так, на фоне нехватки водителей за год услуги такси подорожали на 30%. К тому же в сфере услуг растут зарплаты, и это происходит из-за нехватки кадров. Медианные 115 тыс. сейчас — это достаточно приличная зарплата.
«СП»: Может ли развитие второго образования и бесплатных образовательных программ помочь справиться с дефицитом кадров в производстве?
— Дополнительное образование, безусловно, является конкурентным преимуществом, но даже это не решит проблему. Государство уже предпринимает ряд мер с точки зрения привлечения труда несовершеннолетних, стимулирования труда пенсионеров.
К примеру, у нас решили с 1 января 2025 года проиндексировать пенсии работающим пенсионерам, чего не было с 2016 года. Об индексации говорили на протяжении последних лет. Сейчас ее решили провести для того, чтобы пенсионеры оставались на работе в надежде, что это как-то смягчит ситуацию.
Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Александр Шепелев уточнил, какую именно долю в российской экономике занимает сфера услуг.
— Если брать оценку Всемирного банка за 2023 год, доля услуг (вместе с торговлей) в структуре добавленной стоимости в России составляет 56,9%. При этом средний показатель в мире — 61,8%, у развитых стран он достигает от 62,6% в Германии до 76,7% в США.
На самом деле развитость сектора услуг — это индикатор экономического благополучия страны, отражающий уровень жизни и доходов населения.
Ведь чем больше денег у граждан — тем больше они готовы тратить на различные сервисы и услуги. Поэтому утверждать, что увеличение доли сферы услуг негативно для экономики, неверно.
К тому же, если рассматривать именно аспект занятости, последние исследования показывают, что в работников складов, сборщиков заказов, курьеров
Дискуссию о перетоке кадров из производства в сферу услуг продолжил экономист Андрей Бунич.
— В России курьеры быстро привозят заказы, даже в Европе нет такого уровня сервиса. Это, наоборот, надо поддерживать и совершенствовать, к примеру, создавать больше специальных пунктов хранения заказов, чтобы курьеры не бегали по всем районам. Это хорошо налаженный бизнес, его не надо ломать, это наше преимущество.
Для «сдерживания» сферы услуг потребуется выгонять кадры из нее, а это приведет к массе трудностей, например, к проблемам с доставкой. В этом случае люди, которые ей пользуются, потеряют много времени и сил. Потеря времени приводит к экономическим потерям из-за экстерналии, то есть издержек, которые распространяются на людей опосредованно, через вторичные эффекты. К тому же нельзя просто так вытащить кадры из сферы услуг, ведь у них уже есть определенные навыки и компетенции.
В целом тема дефицита кадров перегрета, а уж тем более с точки зрения сферы услуг. Рабочая сила — это условное понятие. К примеру, до 2022 года было много обзоров что у нас высвободится 10−12 млн человек рабочей силы на фоне изменения технологий, продвижения ИИ, роботизации, автоматизации. Теперь, напротив, выясняется, что 5 млн человек не хватает. На самом деле сейчас идет процесс технологического развития и побеждают те бизнесмены, которые могут приспосабливаться.
Если на самом деле не хватает людей, то непонятно, почему нельзя решить этот вопрос за счет поднятия зарплат тем, кому не хватает. Если предпринимателю не хватает работников, то это значит, что вид деятельности достаточно выгодный, и почему бы в таком случае из прибыли не изъять средства в пользу оплаты сотрудникам?
При определенном уровне зарплаты люди появляются сразу. У хорошего предпринимателя не должно быть недостатка кадров, так как он в любом случае будет улучшать эффективность работы предприятия и повышать производительность труда, в том числе используя новые технологии или увеличивая зарплаты.
«СП»: Какие еще есть препятствия на пути роста производительности труда?
— Главным фактором, согласно экономическим исследованиям, являются низкие менеджерские способности и проблемы, связанные с организацией управлением производством. Значительная часть этой проблемы заключается в неэффективном хозяйствовании со стороны высших и средних кадров, которые не внедряют новые методы и технологии, не решают задачи меньшим количеством людей и не вкладывают деньги.
Поэтому государство не должно сильно влезать на рынок рабочей силы. Если видна необходимость переквалификации на фоне изменений технологий, то для этого нужно создать условия, чтобы люди могли получать образование, быстро совершенствоваться в каких-то областях и менять работу. В остальном должен оставаться рыночный процесс.
«СП»: Есть ли какие-то возможности для набора дополнительных кадров?
— Всегда можно нанимать квалифицированных иностранцев, в том числе и из Европы, главное — платить достаточно. В России есть и богатые организации, которые содержат много ненужных служб и максимально расходуют бюджет. Также есть избыточная занятость в бюрократических и муниципальных структурах.
Недостаток рабочей силы может быть связан и со структурными проблемами. К примеру, в одном регионе не хватает трудоспособных людей, а в другом — избыток. Однако кадры из второго региона просто не могут переехать из-за трудностей с жильем, поэтому бизнесменам и организаторам производства в этом случае надо решать вопросы с проживанием и переездом рабочей силы.