Креативный сектор российской экономики в 2023 году составил 4,6 млн человек или 6,2% от всех занятых, сообщается со ссылкой на работу Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.
Для справки: выработанная пока на экспертном уровне классификационная группировка креативного сектора включает 17 отраслей — музыка, кино и сериалы, анимация, видеоигры, книжное дело, медиа и СМИ, реклама и пиар, дизайн, мода, архитектура и урбанистика, народные художественные промыслы и ремесла, арт-индустрия, исполнительские искусства, культурное наследие, программное обеспечение, ювелирное дело, гастрономия — и ряд сопутствующих видов деятельности.
Аналитики рассчитали мультипликативный эффект от вложений в этот сектор. Так, 1 руб. затрат ведет к росту выпуска в экономике на 2,85 руб., добавленной стоимости — на 1,37 руб., а доходов бюджета — на 0,25 руб.
Ранее Росстат определил, что креативная экономика в России составляет 3,5% ВВП при среднем показателе по миру в 3,1%. В рамках Концепции развития творческих индустрий в РФ до 2030 года этот показатель необходимо довести уже до 6% ВВП.
«СП» уточнила у аналитиков, насколько государству выгодно вкладываться в творческие направления в экономике.
— Креативные индустрии в развитых странах занимают 5−6% от ВВП. Это уникальный элемент экономики по целому ряду аспектов. Креативная сфера меньше всего зависит от материальных ресурсов, выгодности географического положения
В креативной индустрии сконцентрирована наибольшая доля молодых специалистов с высшим образованием. Так, среди разработчиков игр молодежи до 35 лет свыше 80%, а вузовский диплом имеют почти 93%, — рассказал эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Александр Шепелев.
— Многие креативные продукты (фильмы, игры
Без креативного подхода сегодня сложно себе представить организацию современного городского пространства. То есть существует немало причин, по которым государство заинтересовано в поддержке и развитии креативного сектора.
Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников обратил внимание, что к креативному сектору надо относиться очень внимательно, особенно на фоне резкого роста сложности труда.
— Текущий сектор креативной экономики — это ДНК будущих масштабных структурных сдвигов на десятилетия вперед. Нам нужно понять, что подразумевается под креативным сектором, как он развивается, каким образом ему надо помогать. Нет смысла просто так наращивать долю креативного сектора в экономике, надо вначале понять, какая отдача будет от него в макродинамике.
На вопрос о том, как нужно повышать эффективность креативного сектора, ответил доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.
— Развитие этого сектора необязательно подразумевает простое наращивание численности работников. Можно его развивать, повышая производительность труда. Если посмотреть на опыт других стран, то там креативные отрасли развиты очень хорошо, как и ведется успешное инновационное развитие, которое там налажено и в целом сопряжено с креативным сектором. Эта отрасль с большей добавленной стоимостью, а значит, она более эффективна и вносит больше вклада в ВВП.
В креативной отрасли главное — это высококвалифицированные работники, а это означает, что и система образования должна быть соответствующей. Возможно для этого нужно создавать больше бюджетных мест для подготовки тех специалистов, которые работают в этих отраслях. И это был бы хороший вклад государства с точки зрения развития этих отраслей. Можно предоставить отрасли и какие-то налоговые послабления.
«СП»: Может ли креативная отрасль способствовать налаживанию импортозамещения, в том числе и в разработке ПО?
— Конечно, хорошие программисты — это то, что требуется с точки зрения импортозамещения, особенно учитывая реалии современной экономики. Учитывая последние сложности с Microsoft и Google, нужно поддерживать цифровую инфраструктуру в России — в том числе и для банков, чтобы они продолжали функционировать.
Кандидат экономических наук, аналитик Николай Кульбака подчеркнул, что креативный сектор России сможет двигаться вперед только при условии вовлеченности в международный креативный сектор.
— Развитие креативной индустрии возможно только естественным путем, когда ему дадут работать. Сейчас он отрезан от международных технологий, и лишен обмена информации с зарубежными рынками, поэтому не будет развиваться так, как мог бы развиваться. Если санкции будут отменены, то отставание возможно нагнать, в России есть умные и светлые головы.