Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Железные» олигархи забеспокоились о Родине и призвали страну: «К станку!»

Металлургические короли России пообещали возродить станкостроение, только обещать — еще не значит жениться

12427
«Железные» олигархи забеспокоились о Родине и призвали страну: «К станку!»
Фото: Вадим Ахметов/URA.RU/ТАСС

Российские олигархи собираются заняться индустриализацией. Об этом они сами объявили, пояснив, что речь идет о машиностроительных проектах в области металлургии. Точнее, о станкостроении. Эта отрасль, как известно, лежит в основе всего промышленного производства.

Новость, пришедшая из стана «железных» олигархов, конечно, хорошая, только как-то сразу вызвала сомнения. Особенно если посмотреть конкретику — все предыдущие действия собственников «Северстали», ММК и «Евраза» свидетельствуют об обратном.

А именно о массовом выводе средств из страны. Быть может, прижало, стало негде брать оборудование и запчасти к нему? Похоже на то. По крайней мере лет пять назад об этом точно не задумывались.

А сейчас техника времён Леонида Ильича, а то и ещё Иосифа Виссарионовича по естественным причинам уходит в чермет. Правда, её иногда меняют на новую — импортную. Но частично — чтобы сильно не потратиться.

Читайте также
«С Китаем бывают сложности, если идти «тупым» путем» «С Китаем бывают сложности, если идти „тупым“ путем» КНР остается важнейшим партнером России, однако бизнес двух стран Штаты обкладывают красным флажками

«Ни о каких планах инвестиций в машиностроительные производства мне не известно. Быть может, это не мой уровень, но у нас не закрытое предприятие и все новости обычно расходятся быстро.

Когда собирались строить цех холодной прокатки — который потом, действительно, появился — об этом узнали все, и быстро. Сейчас тоже есть кое-какие проекты, но они с выпуском оборудования не связаны.

Оборудование можно купить в Китае, тут проблем нет. Организовывать тут его «отвёрточную сборку», как автомобилей? Так вроде даже с легковушками сейчас эти проекты стали убыточными.

К тому же там хотя бы на продажу собирают, а тут что — только для себя что-то скручивать? Выглядит неразумно. А делать «с нуля» не получится, не на чем", — такая информация поступила из одного центра российской чёрной металлургии.

Логично. В том числе и по поводу того, что не на чем. Система отечественного станкостроения разрушена снизу доверху, станков, на которых можно было бы делать новые станки, попросту нет.

В 1990 году только в РСФСР было произведено 127 тысяч металлообрабатывающих станков, из них 16,7 тысячи — с ЧПУ. В те времена в народном хозяйстве работало около 6 млн металлорежущих станков, а на экспорт ежегодно уходило более 10 тысяч единиц этого оборудования на несчётные миллиарды долларов.

Покупали все — и немцы, и американцы, и даже японцы, Советский Союз был третьим в мире по объёмам выпуска металлорежущих станков.

Сегодня Росстат периодически выдаёт в своих табличках некие цифирки по производству станков в РФ, однако где именно они произведены не конкретизирует. По понятным причинам. Флагман отрасли — московской завод «Красный пролетарий», переживший ельцинское безвременье — был уничтожен уже в ходе «вставания с колен».

Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе добили чуть раньше. Огромное производство станков в Ижевске дано не существует, и так везде по стране.

Средневолжский станкостроительный завод вроде как жив, но похвастаться большими объёмами производства не может. Что-то делает Рязанский станкостроительной завод, коломенское АО «Станкотех», ещё ряд компаний. Наверное… Почему наверное?

А потому, что взять в руки пачку денег, прийти и купить их продукцию не получится. Китайские станки — без проблем, приходи и покупай. Самовывозом или с доставкой. А отечественные — нет.

Официальная правительственная документация это подтверждает.

5 ноября 2020 года распоряжением правительства № 2869-р была утверждена «Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года», нынче она действует в версии с изменениями от 21 октября 2024 года.

И в Приложение № 2 к этому замечательному во всех отношениях документу значится, что уровень локализации оборудования даже на конец программы не предполагается свыше 70%.

Это как? А вот так — примерно как в собранных на 70−80% из импортных деталек «Вестах», про которые рассказывают, что там локализация аж 95%.

Сейчас, по данным министерских отчетов, отечественных компонентов в российских станках менее 50%. Станок, у которого отсутствует часть запчастей, будет неработоспособным.

Любопытней всего, что в означенной программе вообще нет цифр физического выпуска оборудования — в штуках. Столько-то токарных, столько-то фрезерных, и так далее, исходя из потребностей промышленности. Есть просто какие-то цифирки в рублях, которые вообще ни о чём не говорят. А учитывая неустойчивый курс российской валюты можно говорить о полной фикции.

То есть налицо отписка, изображение активной деятельности. В которой отсутствует план возрождения отрасли, где нет расчётов необходимых для этого средств и людских ресурсов, нет там им ответственных. Ничего нет. Точной статистики того, сколько каких станков в РФ осталось, тоже нет.

Читайте также
Мутные налоги: АЗС в Казахстане и России вроде бы одинаковые, но почему наши водители к соседям ездят заправляться? Мутные налоги: АЗС в Казахстане и России вроде бы одинаковые, но почему наши водители к соседям ездят заправляться? О тонкостях ценообразования на бензин

Примерно то же самое, что и декларация олигархов о том, что они планируют — когда-нибудь, в далёком светлом будущем — развивать отечественное машиностроение.

«На развитие станкостроения в ближайшие шесть лет из федерального бюджета выделят 300 миллиардов рублей, в том числе в ближайшие три года — 130 миллиардов. В результате мы получим более 70 современных станкостроительных производств, будет освоен выпуск свыше 500 новых видов отечественных станков», — говорит президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Средства копеечные — по 4 млрд рублей на одно «станкостроительное производство». За подобные «стратегии» стоило бы переквалифицировать их составителей (и подписантов) в лесорубы, землекопы и золотоискатели, благо, у нас на Севере много мест, где можно применить эти навыки.

Между тем ситуация со станками усугубляется. В конце 2024 года Тайвань полностью остановил экспорт этой продукции в РФ, из Японии, Евросоюза и США ничего не вывезти даже при помощи «параллельного импорта», то есть контрабанды. Помогает Белоруссия, там Батька сохранил местные станкостроительные заводы. Но их мощностей, увы, не хватает, да и собственную промышленность нужно снабжать.

Один раз наш страна уже строили с нуля станкостроение. Второй раз будет легче — кое-какие заделы от СССР ещё остались. Если, конечно, заняться этим на деле, а на словах. Но для этого требуется коренная реформа политико-экономической парадигмы РФ, да и смена министерского руководства тоже.

Последние новости
Цитаты
Игорь Маринин

Ччлен Академии им. Циолковского, член совета «Роскосмоса Игорь Маринин

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня