Возвращение президента США Дональда Трампа в Белый дом и его жесткая риторика в отношении торговли уже привели к резкому росту доллара к мексиканскому песо и канадскому доллару, сообщает Bloomberg.
Но такое укрепление американской валюты усугубляет «фундаментальную дилемму на валютном рынке», на которую еще в ноябре обратил внимание Стивен Миран (Трамп в декабре выдвинул его на пост председателя совета экономических консультантов).
Экономист полагает, что сейчас у доллара слишком высокий обменный курс, а это снижает конкурентоспособность американского экспорта и препятствует развитию производства на территории США. По его мнению, сохраняется риск, что в какой-то момент экономика настолько истощится, что инвесторы со всего мира больше не захотят вкладывать в американские активы.
Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев в разговоре с «СП» пояснил, что Трамп выступает в качестве лоббиста реального сектора и американского экспорта.
— Ослабление собственной валюты для поддержки экспорта — это классическая мера. В пользу этого вероятно будет осуществлено снижение ставки ФРС (сейчас она составляет 4,25−4,5%, ФРС за сентябрь-декабрь снизила ставку с 20-летнего максимума в 5,25−5,5% - «СП»). Тем более в этом случае сильная инфляция им не грозит.
Вообще Трампа очень сильно напрягает торговый дефицит, который в 2024 году достиг рекордных $1,22 трлн. Демократы всегда считали, что это не так страшно, так как при торговом дефиците в США все равно идут инвестиции, и это все покроет, но новая администрация полагает иначе.
Так что ослабление доллара, например на 10−20% к евро, вполне возможно произойдет, и это будет оптимальным курсом для Трампа. Американская валюта может ослабнуть и к другим валютам американских торговых партнеров, правда остается открытым вопрос с юанем. При таких изменениях хорошо, что Россия практически не торгует с США.
«СП»: Повлияет ли ослабление доллара на рубль?
— Если доллар будет дешеветь ко всем мировым валютам, то соответственно и у нас доллар станет подешевле.
Что касается возможности ослабления доллара, то, помимо снижения ставки ФРС, Трамп может надавить на своих торговых партнеров — вплоть до создания договоренностей между центробанками разных стран.
«СП»: Были ли исторические прецеденты такого занижения курса валюты?
— Япония в 1950—1970-е годы держала заниженный курс иены, чтобы поддерживать свой экспорт. На нее ругались торговые партнеры, но никто ничего не мог долгое время сделать. Во второй половине 1980-х годов на фоне американского давления иена все же выросла к доллару. Но до этого японские экспортеры успели наводить весь мир своими автомобилями и дешевой электроникой.
«СП»: В конце января Трамп пригрозил тарифами странам БРИКС, если они начнут создавать новую валюту. Насколько существенна такая угроза?
— Валюты БРИКС пока нет, это абстрактная история. Может быть получится прийти к аналогу европейкой валютной единицы (ECU), которая действовала в 1979—1998 годах. Но это все равно не валюта, а расчетный инструмент.
Надеюсь, когда-нибудь появится евразийский евро или алтын, который позволит России проще торговать с ближайшими партнерами по ЕАЭС, и с возможным подключением Азербайджана, Турции и может быть Ирана. Это более реальная история.
Что касается экономический действий Трампа против БРИКС, то ему было бы лучше, напротив, в рамках своей стратегии отменить санкции против Мосбиржи, российских банков и разморозить валютные резервы ЦБ в США. Это существенно вернуло бы доверие доллару, и это фактически следует из логики его экономической линии.
Кандидат экономических наук, аналитик Николай Кульбака подчеркнул, что курс доллара определяется рынком.
— В общем-то у США достаточно сильная внутренняя экономика, и для них текущий курс не является проблемой. Трамп сейчас будет заниматься совершенно другими делами, которые к курсу доллара не будут иметь никакого отношения — он станет поднимать пошлины на импортную продукцию, и тем самым разгонять инфляцию.
Если США будут вводить пошлины уже против ЕС, то в самом худшем случае это приведет к усилению рецессии в тех экономиках, где это уже происходит. Если Трамп будет слишком сильно давить пошлинами разные страны, то это может привести даже к рецессии мировой экономики. В таком случае главными пострадавшими окажутся развивающиеся страны, в том числе Россия, ОПЕК и африканские государства.
«СП»: Зачем администрации Трампа нужны пошлины?
— Это чисто политические действия. Для американской экономики это плохо, а сам Трамп показывает, что он таким образом давит на своих соседей. Экономики Канады и Мексики значительно меньше американской, поэтому они пострадают больше. Но в этом нет никакого смысла с экономической точки зрения. Введение пошлин всегда сильно отражается в том числе на экономике страны, которая вводит их.
«СП»: Насколько безопасной для США должна быть инфляция?
— Высокий уровень инфляции будет означать прежде всего, что республиканцам при высоких темпах роста цен мало что будет светить на будущих выборах. Через 2 года промежуточные выборы в Конгресс, а еще через 2 года уже выборы президента. И если администрация Трампа за 4 года покажет себя плохо с точки зрения инфляции, то вероятность победы кандидата от Республиканской партии на следующих президентских выборах просто будет уменьшаться.