Новая торговая война, которая разгорается между США и Китаем, России не выгодна, заявил первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Денисов. И вообще это новое противостояние между Вашингтоном и Пекином — никому в мире не нужно, ведь оно затронет логистические цепочки по всему миру.
Тем более, что после первой торговой войны, шесть лет назад, обе страны изменились. Сейчас Пекин стал значительно сильнее и может дать более серьезный ответ на односторонние меры Вашингтона. Уже отвечает, и не менее решительно.
По продукции из Китая в Америке решили ударить 10-процентными пошлинами. В ответ КНР объявила о введении дополнительных пошлин в размере 15% на уголь и сжиженный природный газ, а также в размере 10% на нефть, сельхозтехнику, автомобили и пикапы из США.
Доктор экономических наук, эксперт по Китаю Андрей Островский считает, что ничего нового не произошло, продолжается все то же, что Дональд Трамп предпринимал во время своего первого президентского срока:
— Ничего хорошего ни для Америки, ни для Китая это тогда не принесло, кончилось все переговорами в 2017 году и все введенные пошлины были существенно сокращены. При Джо Байдене в этом вопросе сохранялась стабильность. Если говорить об американо-китайской торговле, то при Трампе, в прошлый его срок, торговля снижалась, а при Байдене росла.
Трамп рассматривает Китай, как страну, тормозящую Америку на пути к мировому лидерству. Ведь в КНР есть две программы: «Сделано в Китае 2025», которая принята в 2015 году и определяет роль Китая в экономике, а также еще более амбициозная «Изобретено в Китае 2030». Вот эта программа лидерства в области науки и техники — несет существенную угрозу американскому господству, что и продемонстрировали китайцы, щелкнув по носу американцев своей практичной и дешевой программой искусственного интеллекта DeepSeek.
«СП»: На этой неделе президент США Дональд Трамп подписал еще и указ о введении пошлин на товары из Мексики и Канады в размере 25%, что даже больше, чем на китайские товары?
— С Мексикой и Канадой, я так полагаю, они решат вопросы в рабочем порядке. У Трампа по этим странам другой интерес — он хочет увеличить территорию США за счет соседних стран, даже Мексиканский залив уже переименовали в Американский. Про Гренландию я уж не говорю, пусть с этим разбирается Дания в частности и Евросоюз в целом.
«СП»: А нам в России что делать в этой ситуации, уподобится обезьяне из китайской пословицы и отсидеться на дереве, пока внизу два тигра дерутся?
— Идея неплохая, но просто отсиживаться в сторонке мало, нужно и у себя что-то делать. Мы должны показывать какие-то результаты.
Пока не решим проблему с развитием науки и техники, пока не будем выделять на это деньги из бюджета, не какой-то несчастный один процент, а как в Китае — 3−4% от ВВП, то ничего хорошего у нас не предвидится. Новые технологии для экономики разрабатываются в научной сфере.
«СП»: Это все на перспективу, а прямо сейчас, в процессе торговых войн наша страна что-то может выиграть? Простой пример: Трамп лишь заикнулся о больших пошлинах для Канады, и тут же страны, добывающие золото… сразу разбогатели, ведь их золотые запасы в хранилищах, либо пока еще в месторождениях, поднялось в цене.
— Америка, конечно, рвется к российским полезным ископаемым. Это единственное что США хотели бы получить и от нашей страны и, кстати говоря, от Украины. Вот и следует нашим геологам искать месторождения не в ЮАР, а у себя. А для этого нужно тоже выделять средства на геологоразведочные экспедиции.
У меня за плечами два полевых сезона таких экспедиций. Я хорошо знаю, сколько денег требуется на снаряжение даже не экспедиции, а просто геологической партии. Это шесть месяцев работы в летний сезон с апреля по октябрь. Раньше, при Сталине платили за полевые, потом при Хрущеве выплаты отменили и с тех пор так и остается.
В геологию народ перестал идти. Ведь это кроме всего прочего одна из самых рискованных профессий, вторая после профессии моряка. Шахтеры только на третьем месте по количеству несчастных случаев, свидетельствует мировая статистика.
Так что в науку в целом и в геологию в частности — нужно вкладывать большие деньги, чтобы искать алмазы, золото, руды и редкоземельные металлы. Сейчас ведь Китай располагает самыми большими запасами редкоземов. И большинство их месторождений были там открыты, обнаружены с помощью советских геологов в 50-е годы ХХ века. В самом Китае геология на тот момент была не очень развита.
«СП»: И в этом мы помогли китайским товарищам?
— Серьезно помогли. Теперь Китай лидирует на рынке редкоземельных металлов, которые добываются в Южном Китае в горах Наньлиньского хребта, где снимали фильм «Аватар». А у нас в стране об этом забыли, — напоминает эксперт…
Итак, торговая война между США и Китаем создает как риски, так и возможности для России. Чтобы минимизировать негативные последствия и извлечь выгоду, нам необходимо активно развивать собственную экономику, инвестировать в науку и технологии, а также укреплять сотрудничество с другими странами.
Да, торговая война может привести к сбоям в международной торговле, что затронет и Россию, особенно если речь идет о поставках критически важных товаров или технологий.
Возможно снижение спроса на сырье, ведь Китай и США — крупнейшие потребители энергоресурсов. Нестабильность на мировых рынках может отпугнуть иностранных инвесторов. Но потенциальные выгоды для России все-таки имеются, ведь можно занять освободившиеся ниши.
Нужно не проморгать ситуацию для развития собственного производства, особенно в высокотехнологичных отраслях, чтобы снизить зависимость от импорта.