Дания намерена ужесточить правила прохода судов, перевозящих российскую нефть через свои проливы. Это следует из заявления Морского управления страны, опубликованного на сайте ведомства.
Соответствующие меры предпринимаются с целью защиты окружающей среды и обеспечения безопасности мореплавания. Они являются ответом на активное движение старых нефтеналивных судов, проходящих через Датские проливы между Скандинавским и Ютландским полуостровами, соединяющие Балтийское море с Северным, указывается в пресс-релизе.
Сообщается, что Датское морское управление усилит государственный портовый контроль за судами, стоящими на якоре у порта Скаген-Ред (крупнейший рыболовный порт Дании), которые не могут считаться безопасными для мирного прохода через акваторию страны. При этом особое внимание будет уделено нефтяным танкерам, поскольку их повреждения или аварии с их участием могут иметь «особенно далеко идущие последствия для безопасности, здоровья и окружающей среды».
«Танкеры имеют особенно высокий профиль риска, а это означает, что этому типу судов отдается более высокий приоритет при отборе для контроля, чем другим типам судов», — пояснили в управлении.
Датские проливы — это целая система узких проливов, соединяющая Балтику с Мировым океаном. Для России они являются важным маршрутом экспорта нефти из портов Усть-Луга и Приморск.
Между тем, еще в ноябре 2023 года британская Financial Times писала, что ЕС предложил Копенгагену проверять и при необходимости блокировать танкеры с российской нефтью, которые следуют через ее воды без западной страховки.
Якобы контроль будет осуществляться на основании международных законов, которые позволяют проверять суда, представляющие, по мнению властей, угрозу для окружающей среды.
В этой связи официальный представитель МИД РФ Мария Захарова напомнила тогда инициаторам идеи, что проходы судов через проливы регулируются Копенгагенским трактатом 1857 года и положением Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
«В соответствии с этими документами все суда, включая российские, имеют право на беспрепятственный и безопасный проход через балтийские проливы. Любое нарушение этих норм или любые действия, которые им противоречат, — это нарушение международного права», — подчеркнула дипломат.
Впрочем, международное право с некоторых пор в странах Запада либо полностью игнорируется, либо трактуется в свою пользу. То же «экологическое обоснование», на основании которого танкерам с российской нефтью датчане собираются закрыть проливы, выглядит довольно странно.
Поскольку «Северные потоки» были взорваны, как известно, именно в территориальных водах Дании, и никто тогда в этой стране не озаботился последствиями циничной диверсии для подводной флоры и фауны Балтики. Притом что из поврежденных труб, по подсчетом ученых, в общей сложности вытекло около 300 тысяч тонн природного газа — метана.
В чем все-таки главная цель датской инициативы, и как России следует на нее реагировать?
Этот вопрос «СП» адресовала ведущему аналитику Фонда национальной энергетической безопасности, эксперту Финансового университета при правительстве РФ Игорю Юшкову:
— До прямого пиратства, конечно, дело пока не дошло, тем не менее негативная тенденция имеется. Раньше они предлагали, в принципе, ограничить проход российских судов через Датские проливы, даже какую-то миссию НАТО придумали. Ходят теперь несколько военных кораблей по Балтийскому морю, но, учитывая плотность движения, это капля в море. Что они там будут смотреть-то?
За всеми нововведениями, о которых оповестило Морское управление Дании стоят, я считаю, исключительно политические мотивы. Потому что Соединенные Штаты открыто говорят, что европейцы мало тратят на оборону, и требуют от них поднять расходы уже до 5% ВВП.
А к Дании Трамп еще и за Гренландию претензии предъявляет. Поэтому посыл с ее стороны может быть такой: не трогайте нашу Гренландию. Мы — союзник, и вам еще пригодимся в качестве инструмента против России.
Скорей всего, это основной посыл.
Конечно, то, что они декларируют, незаконно и противоречит морскому праву. Конвенция по морскому праву ООН предусматривает для гражданских судов свободный проход через Датские проливы.
«СП»: А это дает гарантии, что они не будут вставлять нам палки в колеса?
— Думаю, что они будут педалировать дальше то, что уже делают — не будут нам помогать проходить проливы.
Там достаточно сложная навигация, и раньше можно было нанимать местного лоцмана. Но теперь, вроде как, в оказании лоцманских услуг датчане нам отказали.
Тем не менее, может быть, не по самому оптимальному маршруту, медленней, чем могли бы, но танкеры с российской нефтью (и другие суда) в Россию и из России через Балтику проходят.
Опять же, Датское морское управление апеллирует к тому, что танкеры, которые перевозят российскую нефть («теневой флот», как они говорят), это старые ржавые корыта, поэтому они небезопасны для окружающей среды.
Только это не российские танкеры, а международный флот, просто зарегистрированы суда где-то в офшоре.
Но, если вы боитесь, что из них что-то вытечет, давайте установим некие критерии. Скажем, суда, которые старше тридцати лет, должны быть дополнительно досмотрены, или какие-то документы придется дополнительно предоставить
И тогда все увидят, что танкеры с нефтью, которые заходят в порты Польши, Германии или Прибалтики значительно старше по возрасту, чем суда, которые использует российский «теневой флот».
В польском Гданьске, например, иногда разгружаются танкеры, которым уже по сорок лет. То есть, вы утверждаете, что принадлежность неважна, важен возраст. Вас беспокоят «ржавые корыта». Давайте тогда проверять и те суда, которые полякам нефть доставляют. Правда, тогда, я думаю, окажется, что возраст не имеет значения.
То есть, понятно, что это политически обоснованный предлог.
«СП»: И как нам на все это реагировать? Снова взывать к международному праву?
— Мы с этой реальностью должны работать. Раньше их не устраивало отсутствие западной страховки. Но все танкеры с российской нефтью тем не менее застрахованы. Да, это не британские страховые компании. Но если кому-то что-то не нравится, это уже его проблемы.
Чем в итоге все может закончиться?
Да, они имеют возможность где-то больше запрашивать документов, что, естественно, будет тормозить проход по маршруту. За большее количество времени нужно будет платить грузоотправителю — т.е. российским компаниям. И это повысит несколько издержки.
Но в общей массе затрат на экспорт, я думаю, это будут очень незначительные суммы.
Ну, может, танкер постоит чуть дольше при проверке документов — ничего страшного.
Задача датчан — помимо демонстрации, что они нужны США — повысить наши издержки, чтобы мы больше платили за перевозку нефти. Но я думаю, опять же, если там произойдет какое-то увеличение стоимости, то оно будет в пределах статистической погрешности.
Плюс к тому, как правило, эти нововведения вызывают определенные сложности на первом этапе, а потом компании к ним приспосабливаются. Поэтому, я думаю, что особых сложностей здесь ждать не стоит, да и сама проблема будет существовать недолго.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».