«Дефицит: Ежесуточный объем производства бензина стал меньше объема потребления...»
Игорь Юшков

Дания намерена ужесточить правила прохода судов, перевозящих российскую нефть через свои проливы. Это следует из заявления Морского управления страны, опубликованного на сайте ведомства.
Соответствующие меры предпринимаются с целью защиты окружающей среды и обеспечения безопасности мореплавания. Они являются ответом на активное движение старых нефтеналивных судов, проходящих через Датские проливы между Скандинавским и Ютландским полуостровами, соединяющие Балтийское море с Северным, указывается в пресс-релизе.
Сообщается, что Датское морское управление усилит государственный портовый контроль за судами, стоящими на якоре у порта Скаген-Ред (крупнейший рыболовный порт Дании), которые не могут считаться безопасными для мирного прохода через акваторию страны. При этом особое внимание будет уделено нефтяным танкерам, поскольку их повреждения или аварии с их участием могут иметь «особенно далеко идущие последствия для безопасности, здоровья и окружающей среды».
Трамп объявил войну — Канада и Мексика готовы сдаться, Евросоюз на очереди, а с ВТО уже покончено
В новой «игре без правил» у России есть преимущества
«Танкеры имеют особенно высокий профиль риска, а это означает, что этому типу судов отдается более высокий приоритет при отборе для контроля, чем другим типам судов», — пояснили в управлении.
Датские проливы — это целая система узких проливов, соединяющая Балтику с Мировым океаном. Для России они являются важным маршрутом экспорта нефти из портов Усть-Луга и Приморск.
Между тем, еще в ноябре 2023 года британская Financial Times писала, что ЕС предложил Копенгагену проверять и при необходимости блокировать танкеры с российской нефтью, которые следуют через ее воды без западной страховки.
Якобы контроль будет осуществляться на основании международных законов, которые позволяют проверять суда, представляющие, по мнению властей, угрозу для окружающей среды.
В этой связи официальный представитель МИД РФ Мария Захарова напомнила тогда инициаторам идеи, что проходы судов через проливы регулируются Копенгагенским трактатом 1857 года и положением Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
«В соответствии с этими документами все суда, включая российские, имеют право на беспрепятственный и безопасный проход через балтийские проливы. Любое нарушение этих норм или любые действия, которые им противоречат, — это нарушение международного права», — подчеркнула дипломат.
Впрочем, международное право с некоторых пор в странах Запада либо полностью игнорируется, либо трактуется в свою пользу. То же «экологическое обоснование», на основании которого танкерам с российской нефтью датчане собираются закрыть проливы, выглядит довольно странно.
Поскольку «Северные потоки» были взорваны, как известно, именно в территориальных водах Дании, и никто тогда в этой стране не озаботился последствиями циничной диверсии для подводной флоры и фауны Балтики. Притом что из поврежденных труб, по подсчетом ученых, в общей сложности вытекло около 300 тысяч тонн природного газа — метана.
В чем все-таки главная цель датской инициативы, и как России следует на нее реагировать?
Этот вопрос «СП» адресовала ведущему аналитику Фонда национальной энергетической безопасности, эксперту Финансового университета при правительстве РФ Игорю Юшкову:
— До прямого пиратства, конечно, дело пока не дошло, тем не менее негативная тенденция имеется. Раньше они предлагали, в принципе, ограничить проход российских судов через Датские проливы, даже какую-то миссию НАТО придумали. Ходят теперь несколько военных кораблей по Балтийскому морю, но, учитывая плотность движения, это капля в море. Что они там будут смотреть-то?
За всеми нововведениями, о которых оповестило Морское управление Дании стоят, я считаю, исключительно политические мотивы. Потому что Соединенные Штаты открыто говорят, что европейцы мало тратят на оборону, и требуют от них поднять расходы уже до 5% ВВП.
А к Дании Трамп еще и за Гренландию претензии предъявляет. Поэтому посыл с ее стороны может быть такой: не трогайте нашу Гренландию. Мы — союзник, и вам еще пригодимся в качестве инструмента против России.
Скорей всего, это основной посыл.
Конечно, то, что они декларируют, незаконно и противоречит морскому праву. Конвенция по морскому праву ООН предусматривает для гражданских судов свободный проход через Датские проливы.
«СП»: А это дает гарантии, что они не будут вставлять нам палки в колеса?
— Думаю, что они будут педалировать дальше то, что уже делают — не будут нам помогать проходить проливы.
Там достаточно сложная навигация, и раньше можно было нанимать местного лоцмана. Но теперь, вроде как, в оказании лоцманских услуг датчане нам отказали.
Тем не менее, может быть, не по самому оптимальному маршруту, медленней, чем могли бы, но танкеры с российской нефтью (и другие суда) в Россию и из России через Балтику проходят.
Опять же, Датское морское управление апеллирует к тому, что танкеры, которые перевозят российскую нефть («теневой флот», как они говорят), это старые ржавые корыта, поэтому они небезопасны для окружающей среды.
Только это не российские танкеры, а международный флот, просто зарегистрированы суда где-то в офшоре.
В сражениии с НАТО за Арктику побеждает русская сталь. Страны альянса не могут варить такую же для ледоколов
Сенатор Широков: Я был на «Арктике», страна- «бензоколонка» такой корабль не построит
Но, если вы боитесь, что из них что-то вытечет, давайте установим некие критерии. Скажем, суда, которые старше тридцати лет, должны быть дополнительно досмотрены, или какие-то документы придется дополнительно предоставить
И тогда все увидят, что танкеры с нефтью, которые заходят в порты Польши, Германии или Прибалтики значительно старше по возрасту, чем суда, которые использует российский «теневой флот».
В польском Гданьске, например, иногда разгружаются танкеры, которым уже по сорок лет. То есть, вы утверждаете, что принадлежность неважна, важен возраст. Вас беспокоят «ржавые корыта». Давайте тогда проверять и те суда, которые полякам нефть доставляют. Правда, тогда, я думаю, окажется, что возраст не имеет значения.
То есть, понятно, что это политически обоснованный предлог.
«СП»: И как нам на все это реагировать? Снова взывать к международному праву?
— Мы с этой реальностью должны работать. Раньше их не устраивало отсутствие западной страховки. Но все танкеры с российской нефтью тем не менее застрахованы. Да, это не британские страховые компании. Но если кому-то что-то не нравится, это уже его проблемы.
Чем в итоге все может закончиться?
Да, они имеют возможность где-то больше запрашивать документов, что, естественно, будет тормозить проход по маршруту. За большее количество времени нужно будет платить грузоотправителю — т.е. российским компаниям. И это повысит несколько издержки.
Но в общей массе затрат на экспорт, я думаю, это будут очень незначительные суммы.
Ну, может, танкер постоит чуть дольше при проверке документов — ничего страшного.
Задача датчан — помимо демонстрации, что они нужны США — повысить наши издержки, чтобы мы больше платили за перевозку нефти. Но я думаю, опять же, если там произойдет какое-то увеличение стоимости, то оно будет в пределах статистической погрешности.
Плюс к тому, как правило, эти нововведения вызывают определенные сложности на первом этапе, а потом компании к ним приспосабливаются. Поэтому, я думаю, что особых сложностей здесь ждать не стоит, да и сама проблема будет существовать недолго.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».