![](/p/persons/107/s-107.jpg)
Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов указом президента Владимира Путина освобожден от работы, его место займет Дмитрий Баканов. Об этом сообщил Кремль.
Одновременно с Борисовым, 6 февраля, ушла в космос последняя ракета марки «Союз 2.1в». Эта ракета была в некотором грустном смысле символом современной отечественной космонавтики. Её собрали в количестве 13 штук из запчастей, которые завалялись на складах с эпохи Гагарина. Двигатели для этой ракеты лежали 60 лет, как память о несостоявшейся лунной пилотируемой программе, а затем их поставили на очень устаревший носитель.
В начале «десятых» годов «Роскосмос» начал скрести по сусекам, чтобы собирать ракеты для отправки спутников на орбиту из того, что было. Так и родилась ракета марки «Союз 2.1в».
Сейчас запчасти прошлого века кончились, а в «Роскосмос» пришла новая власть. И стало совсем непонятно, на чём теперь летать к звёздам. «Ангара» не очень готова, а российско-казахстанский «Союз-5» чувствует себя ещё хуже.
Весть об отставке Борисова оказалась неожиданной для отрасли. Об этом «Свободной Прессе» рассказал научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:
— Дмитрий Песков объяснил увольнение Борисова ротацией и заявил, что у Кремля нет претензий к уволенному главе «Роскосмоса». Я добавлю от себя, что их и не может быть. Борисов слишком малое время отработал на этой позиции.
«СП»: Ракета «Союз 2.1в», сделанная из запчастей со складов, может служить упрёком для Борисова?
— Нет. У нас ещё остается избыток старых ракет, двигателей и запчастей. То, что они не пропадают — даже хорошо. Двигатели для луной программы 60-х израсходовали, чтобы вывести на орбиту современные спутники МО РФ. Что в этом плохого?
«СП»: Как только вышло сообщение об отставке Борисова, некоторые эксперты заявили о перерасходе средств на возведение Национального космического центра в Москве, который строится на территории ГКНПЦ имени Хруничева. Это могло стать причиной отставки главы «Роскосмоса»?
— Ну о чём тут говорить, когда речь идёт не о космическом объекте, а о простом офисном здании. Это никакого отношения к космонавтике не имеет. И те, кто начал тему педалировать — это говорит о дефиците их добросовестности, больше ни о чём.
Офис может строиться сколько угодно, но это — дело не космическое.
— «СП»: Сколько должен проработать руководитель космической отрасли на своём посту, чтобы от него можно было требовать результатов?
— Минимум, пять лет, а если честно — от 7 до 10 лет требует любой серьёзный проект. А требовать от руководителя результата за 2−3 года — это просто не разбираться в отрасли.
«СП»: Сколько человек работают в космической отрасли России?
— Примерно 200−300 тысяч человек. Это — кадры с высокой квалификацией. Но невозможно за короткое время создать что-то заметное без денег.
«СП»: Что можно сказать о новом руководителе отрасли — Дмитрии Баканове?
— Он занимался коммерческими спутниками. Это важная составляющая отрасли. По образованию он экономист, но не специалист в области освоения космического пространства.
Россия потеряла очень важные с экономической точки зрения западные контракты в области космоса. С тех пор ситуация в отрасли, скажем прямо, — плохая.
«СП»: Если бы вы были советником нового руководителя «Роскосмоса» Баканова, что бы вы ему посоветовали?
— Как говорится в известной истории: на вашем месте я бы застрелился.
Тяжелый случай. В отрасль необходимо вернуть государственное управление. Сейчас «Роскосмос» — не министерство, а частная фирма, хоть у неё и государственный пакет акций. И «Роскосмос» сейчас — не крупный бизнес, как «Газпром», а как бы средний (как швейная фабрика, — «СП»).
Космическая отрасль должна стать вновь государственной. Космос везде государственный: и американская НАСА — государственное учреждение с 1958 года, и в Китае космос — государственный. И в России было то же самое, до реформ 2010 года.
«Роскосмос» был органом исполнительной власти, который давал указания своим предприятиям. А потом его превратили из ведомства в фирму, где хорошая зарплата у менеджмента, но нет ответственности.
Эта фирма живёт на бюджете, а в отчётность по доходам вставляет суммы, которые ей дал тот же самый бюджет. То есть государство даёт деньги, а фирма отчитывается, что эти деньги — её доход. И все довольны. А результата работы нет. И не будет.
«СП»: При Баканове мы долетим до Луны?
— Нет. И дело не в личностях. Для этого глава «Роскосмоса» должен получить статус министра. А если «Роскосмос» — это «среднее предпринимательство» — то не о Луне разговор. Мы скоро и пилотируемую космонавтику потерять можем.