
Удар по крупнейшей нефтеперекачивающей станции (НПС) «Кропоткинская» Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) приведет к стабильно высоким ценам энергоносителей на мировых рынках, в чем европейские компании не заинтересованы, заявил президент Владимир Путин. С момента атаки в ночь на 17 февраля к середине дня 20 февраля стоимость Brent подросла на 1,22%, до $76,26 за баррель.
На следующий день после удара пресс-служба «Транснефти» со ссылкой на специалистов КТК объявила, что для устранения последствий потребуется от 1,5 до 2-х месяцев. Во время этого периода прокачка нефти из Казахстана может сократиться на порядка 30%.
По данным пресс-службы компании, объемы транспортировки нефти по КТК составили 63 млн т нефти (примерно 1,26 млн баррелей в сутки), а примерно 74% от указанных объемов приходится на долю американских и прочих западных энергетических компаний. В прошлом только Shevron прокачала для экспорта через эту систему 26,8 млн т (около 530 тыс. б/с), что составляет 20% мировой добычи всей корпорации.
Член общественного совета Минэнерго Казахстана Олжас Байдильдинов из расчета рыночной стоимости казахстанской нефти в $70 за барр. подсчитал, что потери для казахстанского экспорта составят 19,7 млн барр. общей стоимостью в $1,4 млрд. Всю сумму ущерба с учетом ремонта самой НПС он округлил до $2 млрд. Из подсчетов эксперта выходит, что бюджет Казахстана из-за украинской атаки недополучит минимум 30% от этой суммы или примерно $600 млн.
Владимир Путин обратил внимание, что речь идет о заметном объеме нефти на мировом рынке, но все же не критическом, отметил в разговоре с «СП» автор телеграм-канала «Нефтегазовый Мир» Сергей Ветчинин.
— Поэтому Brent после атаки и не так сильно выросла.
«СП»: Насколько существенно это может сказаться на Казахстане?
— Для Казахстана это серьезный ущерб. Они искали обходные пути, альтернативы для КТК, после начала ввода полномасштабных санкций против России. Но их было не так просто найти, поэтому они продолжали бороться и держаться за экспорт нефти через территорию России по этой трубопроводной системе.
«СП»: Почему вообще Украина ударила по КТК, если по инфраструктуре компании транспортируется нефть западных компаний?
— Это был психологический ответ на действия президента США Дональда Трампа на фоне форсирования переговоров. Когда Украине начали намекать на их место в этом процессе, что они находятся с краю, то они решили таким образом ответить.
Но это привело лишь к тому, что украинская сторона еще больше настроила против себя американское руководство. Сейчас до прояснения ситуации вокруг переговоров многие игроки заняли выжидательную позицию, в том числе и Казахстан, и резких выступлений с его стороны пока не видно.
«СП»: В ноябре глава Минэнерго Казахстана говорил, что страна может нарастить экспорт своей нефти через трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан с 1,5 до 20 млн т в год (400 тыс. б/с) по мере увеличения добычи в стране. Будет ли это выгодно для страны?
— Для Казахстана было бы логично искать какую-то альтернативу и диверсифицировать свои потоки, учитывая все риски, и каким-то образом выходить из ситуации.
С другой стороны, ожидания позитивного завершения конфликта в результате переговоров на высшем уровне между Россией и США сохраняют надежду на то, что ситуация с экспортом нефти наладится, а альтернативный путь не понадобится. Пока принятие решение об обходе КТК поставлено на паузу.
Сейчас еще остается вопрос ликвидации повреждений. Непонятно, насколько вообще санкционный режим позволит провести ремонт и завести необходимое оборудование.
Летом и в начале сентября 2022 года еще до взрыва на «Северных потоках» у «Газпрома» были проблемы с турбиной Siemens. Санкции чисто юридически не позволяли провести ремонт даже при благоволении всех заинтересованных сторон. С повреждением объекта КТК возможна такая же ситуация.
Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко рассказал, что мировой рынок нефти неоднороден с региональной точки зрения (возможность поставок того или иного сорта нефти) и с точки зрения качества нефти.
— Спекулянты, пользуясь подобными широко освещенными СМИ новостями, начинают расшатывать рынок и зарабатывать на этом. Что касается физического рынка нефти, то атака одной даже крупной трубопроводной системы, не дает того эффекта, который существует на спекулятивном рынке.
CPC Blend (легкая сырая нефть, которая идет через КТК) прокачивается к Новороссийску к отдельному терминалу Южная Озереевка, из которого нефть экспортируется в основном на рынки Южной Европы и Средиземноморья.
Когда на тот или иной сорт возникает дефицит, то на него может, к примеру, сократиться скидка или вырасти премия в зависимости от структуры рынка. Но на мировую цену, прежде всего на бенчмарки Brent, Dubai, WTI, подобного рода атаки не оказывают никакого серьезного влияния за исключением биржевых спекулятивных волатильностей, которые позволяют зарабатывать разным брокерам и финансовым игрокам.
«СП»: Сможет ли в краткосрочной перспективе Казахстан нарастить поставки нефти через Азербайджан?
— Их разделяет Каспийское море, поэтому для декларируемых казахстанским Минэнерго 20 млн т нефти придется существенно нарастить нагрузку на портовую и железнодорожную инфраструктуру.
Для этого потребуются танкеры или паромы с железнодорожными цистернами. В любом случае это означает дополнительные расходы, а также увеличение времени поставок.
При этом Казахстан недавно вывел месторождение Кашаган на полную мощность после ремонта и дальше расширяет добычу на Тенгизе. Реализация этих проектов в условиях ограничений добычи в рамках ОПЕК+ достаточно сложна для акционеров Кашагана и Тенгиза. Поэтому государству нужно каким-то образом мотивировать или уговаривать откладывать или не наращивать добычу.
Альтернативы КТК, которая позволяет стране экспортировать практически 80% всей добываемой нефти, с точки зрения морского экспорта казахстанской нефти в ближайшее время не будет. Но, на мой взгляд, с КТК не все так плохо, повреждения должны восстановить.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».