
Необходимо отслеживать и использовать открывающие возможности в мировой экономике для развития отечественного производства, экспорта и торговых связей, заявил президент Владимир Путин.
Война пошлин далека от завершения. В середине апреля Всемирная торговая организация (ВТО) резко ухудшила прогноз для глобального товарообмена в 2025 году до сокращения показателя на 0,2% вместо роста на 3%. В более негативном сценарии торговля упадет уже на 1,5%.
Чуть позже Wall Street Journal со ссылкой на свои источники сообщила, что американская администрация изучает возможности снижения тарифов против Китая. По одному из вариантов — до 50−65% с текущих 145%. Но такие тарифы все равно будут слишком высокими для многих поставщиков.
9 апреля, напомним, США приостановили действия большей части анонсированных повышенных пошлин, но только на 90 дней и не в отношении китайских товаров.
Доцент кафедры международной торговли ВАВТ Андрей Кушниренко отметил, что в текущих условиях российский экспорт может расширить свое присутствие в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего, в Индонезии и Вьетнаме.
— Второе направление, которое не лежит на поверхности, это страны Латинской Америки, которые тоже заинтересованы во многих российских поставках. Традиционная статья экспорта у нас — это минеральные удобрения. А если брать из более современного, то речь может идти о российском программном обеспечении (ПО).
«СП»: Несмотря на приостановку президентом США Дональдом Трампом высоких пошлин до второй недели июля, 10-процентные тарифы действуют с начала апреля. Можно ли говорить о том, что они уже негативно влияют на многие экономики?
— Нельзя точно сказать, что это совсем уж невыгодно. Но все равно такие тарифы уменьшают прибыльность компаний, и демонстрируют неустойчивость торговли с США. Сегодня были 10%, а завтра будут 110%.
Такая ситуация побуждает Россию и другие страны искать более устойчивые рынки и товаропроводящие торговые системы (примером такой сети может считаться Евразийская товаропроводящая сеть при Евразийском банке развития, которая нацелена на повышение продовольственной безопасности стран ЕАЭС — «СП»).
«СП»: России будет проще конкурировать за рынки сбыта при снижении надежности США как торгового партнера?
— Мы точно не конкурируем с США на рынке удобрений, поскольку американцы сами закупают такие товары. Россия в последние месяцы занимает 2−3 места по поставкам удобрений на рынок Соединенных Штатов.
Если раньше российские удобрения были лишь одним из экспортных направлений, то в условиях торговой войны оно может стать ведущим, поскольку это не просто сырье, но переработанный продукт. А в новых условиях для нас будут открыты новые рынки.
В Юго-Восточную Азию мы также можем нарастить поставки зерновых и мяса, но здесь уже будет конкуренция с США. Что касается российского ПО, то опыт конфликтных ситуаций демонстрирует, что проникнуть и взломать его пока никто особо не может. К тому же оно дешевле.
Все вместе это повышает его конкурентоспособность, тем более в текущих непростых торговых условиях. В основном отечественное ПО поставляют для промышленного производства, но потом будут появляться возможности для его распространения в коммерческом секторе.
«СП»: Китайские товары в условиях торговой войны могутзайти на наш рынок в большем количестве?
— Такой импорт будет определяется покупательной способностью россиян и отечественных компаний. Китайские экспортеры не будут же бесплатно отдавать свои товары. А у нас покупательная способность не такая большая, как в США.
Поэтому китайцы будут искать и другие рынки. Демпинговать особого смысла нет, проще поставить высвободившийся объем товаров во Вьетнам, Индонезию, Бразилию. Теоретически даже в Мексику для перепродажи в США, хотя такой реэкспорт хорошо маскируется.
«СП»: Россия сможет обеспечить импорт в текущих торговых войнах и стоит ли ожидать снижения цен на ту же электронику?
— Возможности укрепления есть, но снижения цен на электронику не будет. Она уже и так вся китайская, ничего не поменяется.
Ответственный секретарь российской части Российско-Китайской палаты Павел Устюжанинов объяснил, что сейчас китайские власти опасаются уменьшения торгового оборота с США.
— Конечно, они обращают внимание на дружеские связи с Россией. Однако любые тарифные войны не на пользу гражданской торговле.
Разговоры о наращивании китайского экспорта в Россию идут, но, к сожалению, наш рынок не столь емкий, как американский. Дополнительное предложение со стороны КНР может состоять в том числе из электроники и транспортных средств.
При наличии финансовых ресурсов Россия могла бы импортировать товары и для нужд строительного сектора, который мог бы больше развиваться совместно с китайскими партнерами. Но пока достаточной денежной подпитки таких проектов нет.
«СП»: Почему она отсутствует?
— В том числе из-за высоких ставок по кредитам. Также не улажены некоторые вопросы по торговым и политическим барьерам. Хотя над последней проблемой работа ведется. Так, для формирования предложений по арбитражным оговоркам и защите предпринимателей двух стран в конце прошлого года была организована постоянная экспертная Российско-Китайская комиссия по правовым вопросам.
«СП»: Актуальна ли проблема затоваривания китайской продукцией на российском рынке?
— Отдельные случаи затоваривания все же наблюдаются, в том числе в автомобильной промышленности. Начало этого года было ознаменовано формированием больших запасов гражданских автомобилей. Будем надеяться, что ставки по кредитам рано или поздно станут адекватными для граждан, а стоимость автомобилей будет приближена к кошельку россиян. Но при этом китайские компании не смогут демпинговать бесконечно, все же это торговля.
Есть вариант, что российско-китайская торговля машинотехнической и электронной продукцией будет расти в том числе за счет появления новых брендов и марок из Китая и развития совместных предприятий (СП), которые могут уменьшить стоимость товаров для конечного потребителя.
К примеру, сейчас в России проходят встречи с делегацией из Хубэя по телекоммуникациям и строительству СП, которые будут работать с базовыми станциями 5G и 6G.
Это повлечет за собой наращивание выпуска продукции из сферы «интернета вещей» и транспортной инфраструктуры, так как сети 5G и 6G способствуют запуску в том числе и беспилотного транспорта.
«СП»: Но такая тенденция не зависит от торговых войн?
— Это стратегическая задача России и Китая по сотрудничеству в областях высоких технологий, искусственного интеллекта, робототехники. Уже достигнуты определенные результаты. К примеру, российские компании обеспечивают китайских промышленных роботов своим программным обеспечением для увеличения выпуска продукции. Торговые войны могут замедлить этот тренд, но задача все равно будет оставаться приоритетной.
«СП»: Россия может заместить поставки энергоресурсов в Китай, которые американские компании могут сократить из-за тарифных ограничений?
— Некоторые эксперты сомневаются, что в настоящее время у российских экспортеров есть возможность обеспечить поставки на Восток энергоресурсов в тех же объемах, которые экспортировались ранее в западные страны. Для наращивания поставок надо развивать инфраструктурные проекты, в том числе и газопровод «Сила Сибири-2». Но это многолетняя работа. Будем надеяться, что торговые войны не окажут негативного влияния на такие проекты.