Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Кто схомячил «второй хлеб»? Аграрии и чиновники пытаются обуздать цены на картофель

Леонид Холод: Парадокс в том, что в России картошки производится на треть больше, чем потребляется

3907
Кто схомячил «второй хлеб»? Аграрии и чиновники пытаются обуздать цены на картофель
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
Материал комментируют:

На прошедшем 8 июля в Министерстве сельского хозяйства совещания с участием представителей Минпромторга и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) глава Картофельного союза Сергей Лупехин призвал торговые сети переходить на долгосрочные контракты с фиксированной стоимостью. По его словам, эта схема позволит нивелировать влияние сезонных факторов на ценообразование, если будет распространена как минимум на 80% немытого и несортового картофеля.

Такая идея возникла на фоне резкого подорожания картошки их-за дефицита посевных площадей. Так, к концу апреля 2025 г., свидетельствуют СМИ, средняя оптовая стоимость столового картофеля урожая прошлого года составила 46,3 руб. за 1 кг, что на 85,2% дороже, чем в прошлом году.

Минсельхоз и Минпромторг выразили готовность закрепить данное предложение на законодательном уровне. ФАС не возражает. Но приведет ли это к фактическому снижению цен на картошку в магазинах — вопрос довольно спорный.

Читайте также
Россельхознадзор уполномочен заявить: Азербайджан завозил в Россию вредителей Россельхознадзор уполномочен заявить: Азербайджан завозил в Россию вредителей Плодово-выгодное сотрудничество — в прошлом, Баку решено давить его же собственными персиками

— Начнем с того, что точно такое же предложение механизма регулировки цен на картошку уже звучало раньше, только тогда его озвучивало руководство Минпромторга, теперь же инициаторами поименованы аграрии, — поделился с «СП» интересным наблюдением экс-замминистра сельского хозяйства и продовольствия РФ, доктор экономических наук Леонид Холод.

— В принципе, их интерес в данном случае абсолютно понятен. В настоящее время наши торговые сети могут закупать картофель несколькими путями: по длительному контракту, на аукционе или бирже либо по тендерным договорам.

По длительным контрактам существующий порядок таков: сеть заявляет, что ей нужен на определенный срок (месяц, квартал и так далее) определенный объем продукта, максимальная цена закупки такая-то, а минимальная — чем меньше, тем лучше. А дальше, по голландской системе, производители предлагают свою цену по ниспадающей.

Но теперь производители хотят зафиксировать устраивающие именно их закупочные цены на протяжении всего сезона. Логика аграриев ясна — гарантированный на весь сезон сбыт.

Для торговых сетей, в принципе, такой контракт тоже нельзя назвать невыгодным. Заключил с производителей долгосрочный договор на весь сезон — получи гарантированную поставку. Но возникает ряд вопросов.

А как, скажем, в предлагаемой системе будет учитываться сезонная инфляция? Допустим, производитель заключает контракт по фиксированной цене на поставки в сентябре нынешнего и в феврале следующего года, тогда как рыночная экономика говорит нам, что в феврале картошка не может стоить как в сентябре, потому что в конечную цену надо включать как минимум затраты на ее хранение.

Или, предположим, ритейлеры, желая избежать в течение всего сезона головной боли с поиском поставщиков, заключают такой контракт, рассчитывая потом с инфляцией разобраться, авось «уловят» ее как-нибудь. Но если не уловят?

Впрочем, если обе стороны полагают, что такая схема их устраивает — что же, ради Бога. Редкий нынче пример единения.

Только я лично считаю, что на практике рано или поздно стороны придут к мнению, что подобная система не отвечает их интересам, и соглашения начнут потихонечку нарушаться теми или иными способами.

«СП»: Хорошо, допустим, на данный период времени магазины и производители хотят одного и того же. Но рядового-то покупателя не спрашивают. Он-то что почувствует на своем кармане от этого соглашения — плюс или минус?

— В принципе, если, например, сейчас, где-нибудь по сбору урожая, сети и производители начнут подобные соглашения заключать, граждане будут, скорее всего, на какой-то период защищены от скачков цен на картошку. При условии, что ее произведут в достаточном количестве.

Также покупатель может быть уверен в отсутствии перебоев с поставками картошки в тот или иной магазин конкретной ритейлерской сети, если она, предположим, заключила договор с конкретным производителем на год вперед.

При этом, чисто теоретически, на мой взгляд, для покупателей выгода может заключаться еще и в том, что цены на картошку в магазинах могут отставать от инфляции, если она в предлагаемом механизме не будет как-то учтена. Только не надо забывать, что конечный продавец может сам изменять торговую наценку на тот или иной продукт в зависимости от конъюнктуры.

«СП»: «При условии, что произведено ее будет в достаточном количестве» — хорошо подмечено. А если нет? Ведь не просто же так производители картошки оперируют понятием «дефицит посевных площадей»?

— На данный момент посевная уже завершилась. Что посадили, то и посадили. А посадили, ни много ни мало, совершенно точно, не меньше, чем в прошлом году. По имеющимся в моем распоряжении данным, даже на тысячу гектаров больше.

Читайте также
Серийный Ил-114-300 поставят на крыло в 2026-м, но цена уже взлетела Серийный Ил-114−300 поставят на крыло в 2026-м, но цена уже взлетела Олег Смирнов: Новым проектам не удаётся превзойти проверенные советские самолеты

Так что «дефицит посевных площадей», о котором они говорят, на мой взгляд, не имеет отношения к ситуации вокруг картошки. Просто дело в том, что в позапрошлом году случился ее переизбыток, и в прошлом многие из тех хозяйств, что ее выращивали, банально перепрофилировались из-за низкой стоимости. То есть случился не «дефицит», а сознательное уменьшение посевных площадей. Стали сажать то, что выгоднее. Сохранит картошка, которая сейчас стоит, как чугунный мост, свою доходность, увеличат посевы. Нет — сократят.

«СП»: То есть на стоимость картошки в магазинах, если по-простому, влияет исключительно заинтересованность и желание производителя ее сажать или не сажать?

— Производитель руководствуется не только желанием или нежеланием. Тут целый ряд нюансов еще надо учитывать. Стоимость кредитов, например, инфляцию производственных издержек, в том числе качество и доступность семенного фонда, аппетиты реализаторов и посредников и так далее.

Но весь парадокс в том, что в России картошки производится заметно больше, чем потребляется. Производится-то на круг около 17 миллионов тонн, тогда как потребляется в среднем порядка 12 миллионов тонн. Примерно 50% всей выращиваемой в стране картошки приходится на сектор личных подсобных хозяйств, но она не доходит в массе своей до рынка, частично просто сгнивая от невостребованности.

Вся же рыночная нагрузка приходится на организованный сектор, который в прошлом году произвел на круг всего порядка 7 миллионов тонн, отсюда и растут ноги у нынешних цен на картошку и ее якобы «дефицита». Вопрос-то не в нем как в таковом, а в отсутствии действенных механизмов по перетеканию на рынок картофеля из частного сектора.

Просто с организованным сектором работать проще — расходы меньше, волокиты мало, проще расплачиваться и так далее. Только сама по себе простота отнюдь не всегда приносит пользу потребителям.

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня