Министерство финансов РФ внесло в правительство проект указа о создании Российского агентства международного развития (РАМР), сообщила «Российская газета» со ссылкой на ведомство.
Новый орган поможет стимулировать экономику нуждающихся стран и бороться там с бедностью. Какой будет бюджет новой организации, сколько человек составит штат, какие будут в Агентстве зарплаты, пока не сообщается. Зато уверенно заявляется, что финансовая помощь другим государствам может подготовить хорошую почву для реализации стратегических интересов страны — в первую очередь, подготовить плацдарм для развития рынков сбыта российских товаров за рубежом. Как сказал директор Центра структурных исследований Института экономической политики имени Гайдара Алексей Ведев, в начинании Минфина позитивных сторон гораздо больше, нежели негативных, поскольку даже в неспокойные для мировой экономики времена, затраты на помощь другим государствам в скором времени могли бы себя оправдать. «Здесь вопрос даже больше политический, нежели экономический. В свете последних событий в Ливии мы потеряли там практически все рынки сбыта. А упущенное надо восстанавливать», — подчеркивает эксперт. «Но для того, чтобы РАМР работал нормально, необходима последовательная реализация проекта. Только тогда Россия сможет для себя что-то выиграть», — сказал Ведев, отметив, что надо вкладываться в другие развивающиеся страны Африканского континента и нащупывать рынки сбыта в Азии. Кроме того, традиционной зоной российских интересов был и остается СНГ. «Главное, чтобы финансовая помощь за рубеж шла не просто так, а параллельно с бизнесом. Только тогда мы не только поможем другим странам, но и получим стимул для развития нашей экономики и поддержим отечественного производителя», — резюмировал Алексей Ведев.
Планируется, что РАМР будет находиться в подчинении у Минфина, координируя при этом свою деятельность с Министерством иностранных дел. Руководство агентства будет назначать правительство по представлению министра финансов.
Мимо такой новости не смог пройти Владимир Жириновский. Он не преминул напомнить, что помощь, которую оказывал другим государствам Советский Союз, обернулась в итоге против интересов государства. «Мы против всей помощи, которую оказывали с 1917-го года. СССР оказал помощь туркам, спас их, а они во Вторую мировую войну были готовы ворваться на Кавказ, и сейчас там погибают наши туристы», — заявил лидер ЛДПР.
Впрочем, иной оценки от Жириновского ожидать было трудно, он давно призывает отказаться от помощи бедным странам, в том числе, и нашим партнерам по СНГ. В отличие от него, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, профессор, замдиректора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин смотрит на создание РАМР иначе.
— Задача поставлена правильно, — сказал он корреспонденту «Свободной прессы».
«СП»: — А не пускаем ли всему миру пыль в глаза? Свои бедные у нас что, кончились?
— Почему вы решили, что пыль в глаза пускать? РАМР в данном конкретном случае будет выполнять те задачи, которые перед ним поставлены, продвигая российские интересы за рубежом. Как это делает любая крупная страна, имеющая стратегические глобальные интересы. А мы вынуждены их иметь, хотим мы этого или не хотим. Негативные стороны, скорее всего, выявятся в процессе исполнения.
«СП»: — Но хотелось бы понять, как Минфин может помочь другим странам, если в собственной стране 23 миллиона граждан живут за чертой бедности?
— Нравится нам это или не нравится, России для того, чтобы сохранить свою целостность, — а это исходное условие, чтобы вообще о каком-то российском народе можно было говорить, — нужно сохранить целостное государство. Мы в силу целого ряда геополитических и экономических обстоятельств вынуждены играть роль одной из глобальных держав. В те периоды, когда Россия уходила от этой роли, перед ней вставала угроза распада. И зачастую она реализовывалась. Это слова не мои, а Владимира Владимировича Путина, он их сказал, будучи президентом в 2003 году. А если это исходное условие, то будьте добры, имейте армию, которая должна защищать вашу территорию, имейте глобальные интересы, имейте органы, которые позволяют экономически, политически, социально эти интересы обеспечивать. И — так называемый пояс добрососедства вокруг страны. Не важно, кто там президент, в соседней стране, главное, чтобы этот «сукин сын», как говорили американцы, был нашим «сукиным сыном».
Поэтому задача Минфином поставлена правильно. Надо помогать бороться с бедностью, особенно тем странам, которые окружают нашу страну.
Вспомните, какую минерально-сырьевую базу мы уже утратили с распадом России в 1991 году и подумайте, как мы живём без доступа к ней. Если американцев, допустим, лишить их сырьевой базы, удержат они свой экономический уровень или нет? Не удержат.
«СП»: — У американцев нет долгов по зарплате. А у нас общий долг работодателей уже достигает 2,57 млрд рублей …
— Именно потому, что они обеспечивают себе поступления от минерально-сырьевой базы, которую мы утратили. Вот поэтому её надо восстанавливать. Для этого надо иметь друзей в соответствующих странах, которые заинтересованы в сотрудничестве с нами по разным причинам.
Америка и стала такой могущественной страной, когда отказалась от доктрины самоизоляции. Вот когда она стала проявлять глобальные интересы, и вложила миллиарды долларов в план Маршала, хотя сама имела большие послевоенные проблемы, вот тогда она и получила то, что сейчас имеет.
Напомним, рекордный объем финансовой помощи России другим странам был зафиксирован в 2009 году и составил 785 миллионов долларов. Такой показатель в Минфине объяснили необходимостью поддержать соседей во время мирового экономического кризиса. В 2010 году Россия снизила объемы финансовой помощи другим странам и вышла на показатель в 472,32 миллиона долларов. Деньги направляют на поддержку развития этих стран, на борьбу с инфекционными заболеваниями, на всевозможные программы обучения. Своими деньгами Россия участвует в международных программах помощи МВФ и Всемирного банка. Имеет ли это отношение к продвижению интересов России на рынках бедных стран, как декларирует Алексей Ведев, — вопрос спорный.
— На самом деле рынки завоевываются качеством продукции, новой продукции, к которой предъявляет спрос массовый предъявитель. Ну, скажем, ай-педы нового поколения, которые изобретал Джобс, ныне ушедший в отставку. Для их распространения никакого агентства не надо. А когда нечего продавать, не берут товар низкого качества, вот тогда создаются всякие агентства
«СП»: — Но речь еще идет и о помощи бедным странам. В мире ведь действительно сотни миллионов просто голодают.
— А бедным можно помогать бесконечно. Если речь идет о бедных странах, то Россия тоже не самая богатая страна. Причина их бедности в них самих. Это их коррумпированные политические режимы порождают бедность.
Деньги вливать в них можно бесконечно, что, собственно, делали и МВФ, и Всемирный банк, но только без толку всё это. Если бедные не изменятся сами изнутри, никакие внешние толчки им не помогут. В рамках структуры МВФ уже есть Агентство международного развития, оно действительно вливает какие-то деньги в бедные страны Африки
«СП»: — Считается, что такое агентство необходимо, чтобы обслуживать геостратегические интересы России.
— Чьи это интересы? Каких именно людей? Доцента университета или дворника? Нет, это интересы правящей группы. Пожалуйста, они имели интересы в Ливии, они их потеряли, миллиарды долларов. Может быть, потеряют и в Сирии. Ну, так какое агентство это им восстановит? Вернет Каддафи? Удержит у власти Асада? Вся эта их демагогия известна, она просто переписана с аналогичных агентств Всемирного банка, полная туфта. Ну, да, некоторые люди очень хорошо будут жить — те, кто будет руководить этим агентством и просто в нем работать. Будет создан с одной стороны пиар-эффект, а с другой стороны — это, я считаю, формула легального казнокрадства.
Из досье «СП»
Локомотивом стран-доноров сейчас являются США. В прошлом году американские власти выделили другим государствам 30,2 миллиарда долларов. В пятерке лидеров также Великобритания с ($13,76 млрд) долларов, Франция ($12,9 млрд), Германия ($12,7 млрд) и Япония ($11млрд). За весь прошлый год на международную помощь было потрачено 128,7 миллиарда долларов. Доля России в этом потоке в прошлом году составляла 0,4%.
В первом квартале 2011 года в России жителей с доходами ниже величины прожиточного минимума стало на 2,3 млн больше, чем за тот же период 2010 года.
Сегодня, по данным Росстата, в России проживают 22,9 млн граждан (или 16,1% населения) с доходами менее 6473 рублей.