
На минувшей неделе обнародованы данные по исполнению федерального бюджета за июль: взлет расходов, дальнейшее падение доходов и, как следствие, стремительное увеличение дефицита.
Теперь либо жесткая бюджетная консолидация в оставшуюся часть года, либо девальвация рубля, либо дефицит федерального бюджета по итогам года гораздо выше запланированного. Последние два варианта означают новый виток инфляции.
Для начала несколько цифр. По итогам июля дефицит федерального бюджета составил 1,2 трлн руб. (1186 млрд руб., если быть точным). Для июля это рекорд за всю историю.
Доходы бюджета в июле составили 2,7 трлн руб., что лишь на 2,8% выше, чем в прошлом году. При годовой инфляции 9,4% (рост цен за 12 месяцев с июля 2024-го по июнь 2025-го) это означает существенное сокращение доходов в реальном выражении.
Столь удручающее положение дел возникло из-за недобора нефтегазовых доходов: в июле нынешнего года они составили всего лишь 0,8 трлн руб., что на 27% меньше, чем годом ранее. О причинах сказано уже много раз: сравнительно низкие мировые цены на энергоносители (из-за роста добычи OPEC+) и переукрепление рубля.
С расходами картина еще более грустная: по итогам июля они составили 3,9 трлн руб., что на 24,2% больше, чем годом ранее.
Доходы, расходы и дефицит бюджета имеют ярко выраженную сезонность (авансирование госзаказа в начале года, расчеты по госзаказу в конце, уплата квартальных налогов бизнесом и некоторых налогов физлицами
В Минфине утверждают, что июльский всплеск расходов именно такой: он в значительной мере объясняется авансированием некоторых госпроектов. Поэтому для корректного сравнения лучше взять несколько месяцев и сравнивать цифры по нему с соответствующим периодом прошлых лет.
Посмотрим на прошедшие семь месяцев, с января по июль. Здесь ничего хорошего не видно. В текущем году дефицит бюджета за указанный период составил 4,9 трлн руб., в то время как в 2024-м было 1,1 трлн руб., а в 2023-м — 2,6 трлн рублей.
Основная составляющая столь сильного роста дефицита — расходы: за семь месяцев они составили 25,2 трлн руб., что на 20,8% больше, чем в соответствующий период прошлого года.
Дефицит бюджета 4,9 трлн руб. за первые семь месяцев — это очень много в сравнении не только с предыдущими годами, но и с планом на текущий.
В действующем на данный момент варианте бюджета заложен дефицит 3,8 трлн руб. по итогам всего 2025 года. Таким образом, чтобы выйти на плановый дефицит бюджета, необходимо за оставшиеся месяцы иметь профицит (!) в размере 1,1 трлн рублей.
Даже если предположить, что доходы бюджета с августа по декабрь будут близки к плановым (очень смелое допущение — особенно если Индия под давлением США все-таки откажется от закупки российской нефти), то для того, чтобы уложиться в актуальный план по расходам на 2025 год (42,3 трлн руб.), в эти пять месяцев надо сократить расходы на 11,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. И это в номинале! В реальном выражении (с учетом инфляции) сокращение расходов должно составить 18−20%.
Это нереально! Такое сокращение потребовало бы столь жесткого секвестра бюджета, что социальная стабильность оказалась бы под вопросом. Поэтому можно гарантированно утверждать, что дефицит бюджета в этом году будет существенно выше плана.
Насколько выше — вопрос. Ответ на него зависит от того, как именно наши власти будут действовать в отношении дефицита бюджета. По большому счету у них есть три варианта действий (либо их комбинация): урезать расходы, девальвировать рубль, допустить значительный рост дефицита.
Как уже было сказано, одним только урезанием расходов не обойтись. А значит, нам надо ждать либо девальвации (в район 95−100 руб. за доллар), либо значительного роста дефицита бюджета, который придется финансировать за счет размещения госдолга.
По оценке аналитиков ТГ-канала MMI, речь может идти о дефиците бюджета порядка 8 трлн руб., что будет более чем вдвое выше планового (3,8 трлн руб.).
Оба эти варианта — резкая девальвация и рост дефицита, финансируемый за счет госдолга, — очень проинфляционны. Это значит, что с надеждами на скорое смягчение денежно-кредитной политики (ДКП) следует распрощаться. Поясним.
ЦБ, как известно, на заседании 25 июля снизил ключевую ставку на 2 процентных пункта (п.п.) до 18%. При этом он опубликовал обновленный вариант макропрогноза, в котором есть и прогноз среднего значения ключевой ставки до конца года — в диапазоне 16,3−18%.
Это означает, что на конец года ставка может остаться на уровне 18%, а может и опуститься до 14% (снижение на 2 п.п. в сентябре, и по 1 п.п. в октябре и декабре как раз дают среднее значение 16,3% до конца года).
Однако надо понимать, что, принимая решение о снижении ставки на 2 п.п. на июльском заседании (это больший из рассмотренных там вариантов: предметно рассматривалось снижение на 1 или на 2 п.п.) и давая такой прогноз, в ЦБ исходили из предположения, что бюджет будет таким, как заложено в плане.
В резюме обсуждения ключевой ставки на заседании 25 июля, опубликованном на минувшей неделе, мы читаем: «Участники отметили, что запланированная постепенная нормализация бюджетной политики окажет дезинфляционный эффект на совокупный спрос и динамику цен в этом году».
На тот момент в ЦБ, очевидно, не могли знать цифр по бюджету за июль, поэтому участники заседания и говорили о «постепенной нормализации бюджетной политики». Теперь же, в свете приведенных выше данных, говорить о нормализации бюджетной политики вряд ли возможно. А значит, и рассчитывать на снижение ключевой ставки до 14% к концу года тоже не стоит…
Оригинал статьи