
Платёжные карты систем Visa и Mastercard доживают в России последние дни. Необходимости срочно снимать с них оставшиеся деньги пока нет, но к этому следует быть морально готовыми.
Как сообщил гендиректор Национальной системы платежных карт (НСПК) Дмитрий Дубынин, в настоящий момент система ждет от банков предложений по возможным срокам вывода карт из обращения и собирает общую позицию рынка для представления ее Банку России.
Владельцам карт, эмитентами которых являются недружественные страны, о необходимости их замены на «МИР» сообщат заблаговременно.
Как известно, в текущем, 2025 году, сертификаты безопасности всех без исключения вышеуказанных карт, выданных российскими банками, перестали действовать в чипах. Этот сертификат рассчитан на три года, а в 2022-м Visa и Mastercard запретили эмитировать данные карты учреждениям нашей страны.
Однако мегарегулятор ещё в 2024 году решил продлить срок обслуживания данных пластиковых носителей денег, наподобие того, как продлевается срок действия «МИР» после того, как истекает дата, указанная на лицевой стороне карты.
О том, сколько граждан России до сих пор пользуются картами Visa и Mastercard, и насколько болезненным для этих граждан будет отказ от «враждебных» платёжных систем — «Свободной Прессе» рассказал независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.
— У меня тоже есть карта иностранной платёжной системы Mastercard, которую выдал «Сбер» в 2021-м, и год назад я заходил в банк, потому что её срок действия истекал. Но там сказали: не торопитесь, пользуйтесь пока, а когда решение о замене будет принято — оповестим. Тогда придёте и поменяете.
Эта карта была нужна для того, чтобы пользоваться за границей, где «МИР» не принимают. Но сейчас враждебные страны во многих случаях больше не принимают у россиян и Mastercard тоже, а обслуживание этих карт нашим банкам обходится всё дороже, поэтому решение о замене давно назрело.
Если говорить о дружественных странах, то в Китае Visa и Mastercard не обсуживаются. Там платежи идут через мобильные приложения. То есть карты иностранных систем нам нужны всё меньше.
«СП»: И почему их не торопятся менять в России?
— Ну, я думаю, что просто не хотят принимать непопулярное решение, а ждут, когда россияне сами будут готовы перейти на «МИР». Есть статистика по гражданам России, предпочитающим зарубежный туризм.
Количество туристов, которые ездят в страны ЕС с каждым годом уменьшается. В прошлом году речь шла о 542 тыс. туристов и командированных, то есть в 4 раза меньше, чем до 2022 года. В текущем, предположительно, окажется ещё вдвое меньше, а сейчас в ЕС обсуждают очередное ужесточение выдачи шенгенской визы для нас.
Поэтому люди, которые регулярно бывают на Западе, имеют счета в их банках, им Mastercard от «Сбера» не нужен, а у остальных такие карты просто не принимают.
Конечно, отмена в России карт Visa и Mastercard — это дополнительный шаг по выстраиванию «железного занавеса», но не мы же его строим. Наши финансовые власти как раз никуда не торопятся в этом смысле.
Кстати, в среду, 8 октября глава ЦБ Набиуллина на конгрессе Finopolis-2025 сообщила, что Россия вошла в ТОП-5 стран мира по платежам, которые проводятся в безналичной форме.
Доля безналичных расчётов у нас составляет 87,5%, и лишь 12,5% продаж и покупок осуществляется бумажными банкнотами.
Это — прекрасный показатель, хотя мы это начали на десятилетия позже, чем все остальные лидеры. В США, например, эта система начала работать ещё до Второй мировой войны.
Поэтому нам волноваться не за что, но не как эксперт, а как просто пользователь, я бы рекомендовал избавиться от карт Visa и Mastercard, как только банки это предложат.
А до тех пор, на всякий случай, перевести максимальное количество средств на счета банков или на карту «МИР». Или — перевести в цифровой рубль, который широко начнёт внедряться с будущего года.
«СП»: Цифровой рубль, насколько я понимаю, не привязан к конкретной карте, а будет лежать в кошельке пользователя на платформе ЦБ, и снять его можно будет при помощи любой карты, которая есть у человека. Да и вообще любым способом.
— Скорее всего, это будет так. Вообще существует тренд, связанный с отказом от пластиковых карт с чипами, а вместо них будут использоваться телефон или улыбка (биометрические данные пользователя).
На данный момент процесс телефонизации платежей тормозят телефонные мошенники. Еще чуть больше года назад большинство людей в возрасте 50+, по моим наблюдениям, платили в магазинах только телефонами, но сейчас процесс решили замедлить. Однако улыбка осталась.
«СП»: А то, что из карт будет только «МИР», соответствует антимонопольному законодательству?
— Набиуллина 8 октября сказала, что в России может появиться ещё одна карта. Пока это — проект, и многие предполагают, что вторая карта будет дублером «Мира». Ну, на случай, если с системой «МИР» что-то случится — можно будет обслуживать тот же счет второй картой. Или если то же самое случится с альтернативной картой, то можно перейти на «МИР».
Потому что одной системы недостаточно, и это наглядно продемонстрировала Южная Корея, где недавно сгорел дата-центр, и теперь никто не понимает: кто кому и сколько должен. Помимо финансовых, корейцы потеряли и государственные документы — о правах на пенсию, на социальные платежи.
Поэтому в России дата-центры распределены по всем регионам, находятся далеко друг от друга и дублируются. Не помешает и дублирующий банковский контур.
Время покажет, создаст ли вторая карта конкурентную среду, или просто послужит интересам надёжности.
«СП»: Вы сказали, что в Китае туристы платят по мобильным приложениям, а не картам. Как это происходит?
— В зоне прилёта есть инструкции на английском и русском языках, как установить китайское приложение на смартфон, и перевести туда определённое количество средств даже не со свей карточки, а со своего банковского счёта без комиссии.
Некоторые россияне открывают специальный счёт для поездки в Китай, если они считают, что так надёжнее. Остальные переводят со счёта, который привязан к карте «МИР».