
Производство кирпича по итогам 2025 года может сократиться на 7,3% (до 1,81 млрд штук). Если подобные негативные тенденции сохранятся в течение ближайшей пятилетки, то к 2030 году сокращение превысит уже 40% к уровню нынешнего года.
С производством других базовых стройматериалов все тоже не радужно. Так, выпуск товарного бетона по итогам года, скорее всего, упадет на 3,7%, а железобетонных изделий (ЖБИ) — предположительно аж на 16,7%.
Такой неутешительный прогноз выдают некоторые консалтинговые компании, анализируя соотношение темпов производства и изменения стоимости стройматериалов с 2020 года по настоящее время.
Взгляды отдельных игроков строительной отрасли на данный прогноз разнятся. В частности, высказываются мнения, что падение темпов производства строительного кирпича связано с тем, что на фоне длительного роста цен на него — за минувшие 5 лет он подорожал более чем на 95% - девелоперы все чаще обращаются к альтернативным материалам вроде пазогребневых плит, сэндвич-панелей и различных каркасных конструкций.
Однако главной причиной они считают заметное падение активности в сегменте строительства жилья (прежде всего — индивидуального), которое активность в сегменте инфраструктурном компенсировать не способна.
В связи с этим не исключается скорый уход с рынка многих производителей стройматериалов, особенно в свете ожидаемого повышения налога на добавленную стоимость (НДС).
— Мы наблюдаем, собственно говоря, продолжение тренда, который наметился еще с начала 2025 года, — отметил в беседе с «СП» экономист Никита Масленников.
— Главная причина его возникновения, на мой взгляд, заключается в несбалансированности жилищного рынка. Одно время отрасль активно росла прежде всего на льготной ипотеке. По итогам, скажем, августа порядка 83% продаж на рынке недвижимости прошло с такой формой господдержки.
Однако случившаяся потом коррекция условий ее предоставления привела к тому, что, по сути дела, осталась только ипотека семейная, дальневосточная, арктическая и немного сельскохозяйственной.
Одновременно снизились возможности входа в эти программы, что, в свою очередь, привело к падению спроса на жилье, который мы сейчас имеем.
Собственно, нет спроса — нет и нового предложения. Тем более что по данным еще на середину лета коэффициент нераспроданности уже возведенного жилья, включая сферу ИЖС, составлял 25%.
«СП»: Это провал можно быстро исправить?
— Сейчас идет серьезная корректировка условий семейной ипотеки, так что уже к концу сроков прохождения проекта федерального бюджета через Госдуму мы увидим некие параметры того, как именно наши монетарные власти намереваются стимулировать банки и девелоперов к выдаче льготных кредитов. Пока, естественно, в основном дискуссия идет вокруг повышающих льготных коэффициентов для многодетных семей и семей с двумя детьми.
Но вместе с тем и в депутатском корпусе, и в правительстве все чаще раздаются разговоры о том, что семья с одним ребенком тоже ничуть не хуже других, и такие семьи не надо сбрасывать со счетов. Вопрос только, по большому счету, в размерах конкретных коэффициентов.
Это будет для девелоперов некоторой поддержкой со стороны государства. Потому что 2026 год девелоперы худо-бедно могут пройти на имеющемся потенциале, а вот 2027 год уже, скорее всего, может быть чреват для них серьезными проблемами, которые вполне могут вылиться в уход с рынка едва ли не каждого третьего застройщика.
Как бы там ни было, весь следующий год, не говоря уже о конце нынешнего, скорее всего грозит ознаменоваться снижением выпуска базовых стройматериалов, тем более, что и по инфраструктурному строительству объемы по бюджетным проектировкам сокращаются, поскольку приоритете сейчас, само собой, отдается другому — вопросам безопасности и обороноспособности. Так что, видимо, придётся в мирном производстве поджаться.
Хотя надо еще посмотреть, как зарекомендует себя новая инициатива, которая должна заработать в последней декаде октября. Тогда в каждом регионе должно начать функционировать минимум одно государственное микрокредитное финансовое ипотечное предприятие, в чьи задачи входит точечная поддержка жителей этих регионов.
«СП»: Понятно, что здесь все упирается в возможности девелоперов, с поддержкой или без нее, приспособиться к реалиям рынка. Но с точки зрения угрозы нашей экономике в целом может представлять собой какую-то опасность ожидаемое сокращение объемов производства строительного кирпича, бетона, ЖБИ? Могут ли пострадать промышленное строительство, какие-то смежные отрасли экономики?
— На мой взгляд, речь тут все-таки следует вести именно о жилищном строительстве в перспективе, потому что с производственным, например, строительством у нас все пока более-менее нормально. Действуют и развиваются системы промышленной ипотеки для предприятий, для компаний. Дорожное строительство тоже хоть и, образно говоря, припадает сейчас, но в целом движется.
Возьмите, к примеру, ту же высокоскоростную магистраль Москва-Петербург. Для ее строительства требуются и щебень, и песок, и бетон, и прочие базовые строительные материалы, причем в очень серьезных объемах. Впрочем, определенной неравномерности в их производстве избежать, скорее всего, не удастся в ближайшее время. Как минимум до тех пор, пока жилищное строительство не начнет стабильно и устойчиво развиваться.
«СП»: Однако наряду с позитивными трендами этому самому стабильному и устойчивому развитию как-то придется решать вопрос и увеличения стоимости базовых стройматериалов в свете грядущего повышения НДС. Это сильно осложнит экономическую ситуацию в данной сфере?
— Это проблема не только для строительного рынка, она общая для всех сфер экономической деятельности.
По крайней мере, в краткосрочной перспективе. Есть вероятность того, что инфляция немного подрастет на этом фоне. По моим личным предположениям, годовой ее темп может увеличиться на 1%. И это может стать благоприятной средой для определенных стагнационных процессов, а также негативно повлиять на темпы снижения ключевой ставки, которые могут быть поставлены временную паузу.
Правда, на мой взгляд, этот период едва ли будет продолжительным. В 2019 году, помнится, уже повышали НДС с 18% до 20%. Тогда у нас инфляция локально скакнула на 0,7%. Если история повторится, то по итогу нас ждут несколько напряженных и сложных месяцев, в течение которых компании, причем все, не только строительные, будут «зашивать» в свои расценки связанные с этим издержки.
Что касается непосредственно сферы базовых строительных материалов, то в первичном звене — производстве щебня, песка, бетона — на изменение стоимости будет влиять множество локальных факторов.
Скажем, если у производителя есть собственные карьеры-месторождения, это одна история, и рост может оказаться небольшим. Но если те же песок или щебень ими закупаются у кого-то, то здесь надо понимать, что продавцы непременно «зашьют» в стоимость свои издержки, а дальше по цепочке.
Материалы для грубой отделки домов — тот же кирпич, цементные смеси, панельные покрытия, металлическая арматура и прочее — тоже подорожают, конечно же, причем довольно быстро — уже буквально в ближайшие недели мы это все увидим.
Но я лично надеюсь, что где-то к середине 2026 года этот негативный эффект практически спадет, потому что к ситуации приспособится и население, и бизнес. Да, это будет довольно неприятно и нервно, но это неизбежно придется как-то пережить. Зато потом все сложится в какую-то новую систему.