«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
Татьяна Куликова

В Законодательное собрание Челябинской области внесен проект бюджета на 2026 год. Дефицит бюджета превышает 60 миллиардов рублей.
У многих регионов России уже в 2025 году расходы превышают доходы. Поэтому режут расходы. Кто-то снижает первоначальные выплаты контрактникам на СВО, кто сокращает выплаты учителям.
Падение доходов замечено более чем в половине регионов страны.
«Свободная Пресса» попросила профессора МГУ, главного научного сотрудника Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики Наталью Зубаревич детальнее оценить ситуацию в регионах УрФО.
Идеальный шторм: Челябинск рухнул в долговую яму, но чиновники все равно крутые Haval покупают
Следующий год для Южного Урала обещает быть трудным
«СП»: Наталья Васильевна, какова ситуация с бюджетами уральских регионов?
— На Урале самый заметный провал в Тюменской области (-12%) и на Ямале (-7%), он был ожидаем. Лучше в Свердловской области (+10%) и Курганской (+8%). В Челябинской области рост 2%, что ниже среднего показателя по стране (6%).
«СП»: Почему именно так?
— У всех регионов УрФО кроме Курганской области упали поступления налога на прибыль. Хуже всего у Тюменской области (-29%). Далее ЯНАО (- 27%), Челябинская область (-25%), ХМАО (-18%). Мягче ситуация в Свердловской области (-4%).
«СП»: Компенсировалось такое падение поступлениями от налога на доходы физлиц, НДФЛ?
— Это главный налог для регионов. В целом по России (без новых территорий) поступления НДФЛ выросло почти на 13%. На Урале в хорошем плюсе Курганская область (+20%), Свердловская область (+18%). У остальных регионов либо близко к средней динамике по стране, либо меньше (на Ямале +6%). Зарплаты в нефтегазовой отрасли сильно не росли.
«СП»: В чем особенности формирования бюджетов северных территорий УрФО?
— В ЯНАО и ХМАО три примерно равные доли формирования дохода: налог на прибыль, НДФЛ и налог на имущество. При этом у ХМАО поступления налога на имущество выросли на 15% (вдвое выше, чем в среднем по стране).
«СП»: Если подвести итоги по доходам…
— Налог на прибыль «посыпался» везде кроме Курганской области. ВПК не дает столько прибыли, сколько дают нефтегазовая отрасль или металлургия.
«СП»: Расходы у многих регионов выше доходов.
— Доходы регионов РФ в этом году добавили в среднем 6%, расходы — 16%. Дисбаланс очевиден. В УрФО больше всего увеличила расходы Свердловская область (+24%). В Курганской области рост расходов на 18%. Единственный, кто сократил расходы, Тюменская область (на 1%). В остальных регионах близко к средним показателям по стране. У Ямала меньше рост расходов.
«СП»: На что же регионы тратят деньги в условиях, когда расходы больше доходов?
— Свердловская область активно тратит деньги на национальную экономику (рост на 29%, среднероссийский рост 20%). Это безумие. У ХМАО рост на 21%. Остальные либо по нулям, как Курганская область, либо экономят на таких расходах.
«СП»: Что такое национальная экономика?
— Это расходы на агросектор, транспорт, поддержку ряда отраслей. Самая сильная просадка (на треть) в Тюменской области. В Челябинской снижение на 9%, в ЯНАО — на 1%. Происходит оптимизация расходов на инфраструктуру.
«СП»: Еще на чем-то экономят регионы?
— Второй способ оптимизации — снижение расходов на ЖКХ. Здесь у регионов УрФО разная политика. В целом по России динамика расходов на ЖКХ по старым территориям — рост 10%. На Урале резко нарастила расходы на ЖКХ Курганская область, у нее добавилось денег. Челябинская область тоже добавила расходы на ЖКХ, хотя у нее денег не добавилось.
«СП»: Почему же пошли на такой риск?
— В этом году половину бюджетных кредитов, которые должны быть возвращены в федеральный бюджет, прощают, если деньги потрачены на сферу ЖКХ. Вот Челябинская область и тратит.
«СП»: Рекордсмен в УрФО по росту расходов на ЖКХ — Курганская область?
— Нет. Самый большой рост расходов на ЖКХ в Ханты-Мансийском автономном округе, на две трети. Надо разбираться, за счет чего. Видимо, это связано с ремонтом сетей. Причем, у региона не здорово с доходами.
«СП»: Традиционно регионы большую часть средств тратят на соцсферу.
— Да, судя по итогам 8 месяцев года, расходы на соцсферу растут. Государство не снижает соцрасходы, как минимум увеличивает на темпы инфляции. Самая крупная статья расходов — образование. По стране в среднем рост почти на 13%, то есть выше уровня инфляции.
«СП»: А в регионах УрФО?
— Больше всего тратит на образование Свердловская область (+20%). Остальные на общероссийском уровне. Меньше рост расходов на образование на Ямале, на 6%.
Второй важный блок соцрасходов — здравоохранение. В целом по стране эти расходы превысили уровень инфляции (+ 11%). По Уралу феноменальные показатели у Курганской области (+39%). Видимо, решили основательно строить и ремонтировать больницы. Это капитальные расходы. Зато «посыпался» Ямал (-10%).
«Золото Струкова» ждет судьба «золота Колчака»? Генпрокуратура пытается найти миллиарды, шанс есть, но…
Скандал вокруг уральского золотопромышленника продолжает разрастаться и чреват громкими разоблачениями
«СП»: Есть понятие «социальная защита».
— Это третий вид социальных расходов, который дал саму большую динамику. Самая мощная динамика на Урале в Свердловской области (+39%) и Челябинской (+35%). Остальные либо на уровне средней динамики по стране (+23%), либо ниже.
«СП»: Почему именно в этих двух регионах такой рост?
— В соцзащите есть раздел «социальное обеспечение». Это в основном выплаты населению. По России в среднем рост расходов на соцобеспечение — 28% (без учета новых территорий). Динамика по УрФО впечатляет. В Свердловской области рост расходов на соцобеспечение на 66%, в Челябинской — на 51%! У остальных меньше, но тоже значительный рост, более 30%. Исключение — Тюменская область (+6%).
«СП»: Что же это за расходы?
— Сейчас два главных вида выплат. Первый — выплаты, связанные со всем периметром СВО (контрактный найм, выплаты семьям участников СВО, доплаты на «груз 200» и «груз 300»). Второй — меры по поддержке деторождения: доплаты семьям с детьми (федеральные, региональные). То, что Свердловская и Челябинская область выдали такую бешеную динамику, показывает, эти приоритеты в данных регионах сильнее, чем в среднем по стране.
«СП»: Что получается по итогу с бюджетами регионов УрФО?
— За 8 месяцев года профицит бюджета сохраняют Курганская область (доходы выше расходов на 5%) и ХМАО (профицит 1%). У остальных дефицит бюджета. Самый мягкий — у Свердловской области (менее 1%). Чемпионы — Тюменская область (дефицит бюджета 19%), Ямал (11%), Челябинская (10%). Но и в целом по стране картина похожа — 49 субъектов федерации с дефицитом бюджета. Поэтому регионы занимают деньги у банков под высокие проценты. Надо выплачивать зарплаты бюджетникам, выполнять соцобязательства.
«СП»: Чем отдавать будут?
— Есть опыт второго десятилетия века. Был указ президента о повышении зарплаты бюджетникам. Регионы своими силами не справились. И тогда уже занимали у банков. Но ставки кредитов были ниже.
В 2013−15 годах регионов с такими долгами оказалось больше 70. И федеральные власти заместили кредиты банков бюджетными кредитами (по ставке всего 0,1%). Видимо, сейчас регионы надеются, что история повторится. Однако на деле в среднем по стране трансферты выросли пока лишь на 4,5%. А для регионов УрФО объем трансфертов за 8 месяцев года и вовсе сократился (на 1%). Помогали заметно разве что Тюменской области. Отчасти регионам поможет упомянутое разрешение не возвращать половину бюджетных кредитов, если деньги потрачены на ЖКХ. Но в конце года всегда резко нарастают расходы, закрываются госконтракты. Значит, дефицит бюджетов регионов увеличится.
«СП»: В 2026 году федеральный бюджет сможет помогать регионам?
— Это зависит от уровня инфляции (с этим связаны поступления от НДС), от гонки зарплат (НДФЛ — главный налог для большинства бюджетов регионов), от динамики нефтегазовых доходов (за 9 месяцев пока минус 20% от плана). Степень неопределенности высокая. В УрФО — особенно у Челябинской области, где мощнейшее снижение доходности черной металлургии, а это главная отрасль в регионе.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал