«У СР сложная ситуация. По социологии ВЦИОМ она 5-процентный барьер не проходит...»
Дмитрий Солонников


В Госдуме озаботились размерами торговых наценок магазинов на товары в разрезе постоянного роста цен.
«Этот процесс, конечно, обусловлен целым комплексом причин, однако их целенаправленное завышение отдельными торговыми сетями — это ключевой фактор», — так подумали, в частности, парламентарии фракции «Справедливая Россия», после чего решили вынести на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о поправках в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», главная цель которого — ограничить торговые наценки ритейлеров на продукцию производителей максимальныо возможным уровнем в 15%.
«По данным различных исследований и журналистских расследований, наценка на товары (разница между закупочной и розничной стоимостью для потребителей) составляет от 10% на социально значимые товары до 200% и даже 300% на непродовольственные и отдельные продовольственные товары», — отмечается в пояснительной записке к документу.
Свадьба патриотов: Shaman и Мизулина поженились в Донецке в камуфляже от Yves Saint Laurent
Россияне о браке «сладкой парочки»: наконец-то ей будет недосуг строчить доносы
Помимо этого, авторы законопроекта делают акцент на том, что только в 2024 году компании X5 Retail Group, управляющей сетями «Перекресток», «Пятерочка» и «Чижик» удалось благодаря наценкам совокупно увеличить свою выручку почти на 25% (до 3,9 трлн рублей), а чистую прибыль — на 22% (до 110 млрд рублей).
Торговая же сеть «Лента» благодаря этому же фактору смогла увеличить за этот же период свою чистую прибыль до 24 млрд рублей после того, как в по итогам 2023 года продемонстрировала по этому показателю убыток в 2 млрд рублей.
Как пояснил СМИ глава фракции СР в Госдуме, Сергей Миронов, предлагаемая партией законодательная инициатива позволит «решить проблему необоснованного и порой спекулятивного завышения цен, а также способствовать снижению продуктовой инфляции в масштабах всей страны».
Реакция большинства пользователей соцсетей на эту новость наводит на мысль, что им эта идея пришлась по душе, и даже мнение отдельных экспертов экономического сообщества о том, что в случае успешного прохождения всех чтений этот законопрект на практике грозит обернуться дефицитом товаров на прилавках, потому что при уровне ключевой ставки в 16,5% подобное ограничение торговых наценок фактически лишает торговлю всякого экономического смысла, их не пугает. Вот лишь некоторые отзывы (авторская орфография и пунктуация сохранены — «СП»).
«Не нравится работать с ограничением торговой наценки — красная карточка и удаление с поля. Не надо пугать дефицитом товаров. Потребителю без разницы — нет денег на продукты или нет товаров на прилавках. Дефицит даже предпочтителен. В магазинах достаточно товаров с истекшим сроком годности».
«Если наценка будет небольшой, то товар будет быстрее распродаваться, и естественно завоз придётся осуществлять чаще, и это поможет не потерять доход магазину! Проверено на себе!».
«На 1 кв. км 10 магазинов сейчас. ну будет 2−3. остальные <…> НЕ НУЖНЫ».
«Государство должно контролировать цены, а не стоять в стороне и словестно осуждать рост цен».
«Да и пусть привидет к дефициту, а то глаза разбегаются, маинезов только видов 20, молоко, штук 10, а так будет один два, и голова болет не будет что брать».
Примечательно, но обсуждая с «СП» в конце октября законодательную «новацию» депутатов все той же СР о введении прогрессивной шкалы доплат в диапазоне 100−300% ко всем видам пенсий за возраст, профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов, сочтя эту идею изначально «мертворожденной», заметил, что далеко не все депутаты в Госдуме, мягко говоря, детально разбираются в сферах, которые пытаются регулировать своими законопроектами.
Это замечание, судя по всему, верно и в отношении депутатской логики в отношении наценок на товары и вообще механизмов снижения продуктовой инфляции.
— Для понижения цен надо работать над устранением монополистического ценообразования, искать затруднения в добавленной стоимости, которые вызывают резкий рост стоимости продукта, — считает, например, известный российский экономист, постоянный эксперт «СП», президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
— Бывает, что в середине цепочки поставок, еще до ритейла, возникает прибыль в 200−300%. Понятное дело, что в этом случае речь идет о монополизме, целенаправленной накрутке цены. Но не нужно создавать сложную систему и влезать ко всем производителям и торговцам, чтобы проверить ценообразование их товаров. Многие производители и так уже работают на грани рентабельности, а бизнес в розничной торговле тоже без большой прибыли.
В центрах цепочек поставки вполне могут сидеть недобросовестные игроки, которых необходимо точечно выявлять и наказывать. ФАС уже занимается контролем за деятельностью структур, которые могут нарушать правила конкуренции. Если речь идет о недобросовестной конкуренции в том числе о создании искусственных условий для более дешевых закупок и реализации по более высоким ценам, то ведомство вполне может и возбудить дело в отношении нарушителя. Такие действия уже позволяют снижать цены.
Государству, подытожил эксперт, лучше просто создавать удобные условия для предпринимателей, что позволит снизить и себестоимость, и розничную цену на группы товаров. В частности — обеспечивать конкуренцию, которая не возникает сама собой, в отличие от монополий, в которые легко втягивают в свою орбиту именно недобросовестных игроков.
Так что работать народным избранникам, действительно обеспокоенным ростом цен, прежде всего стоило бы над обеспечением равных условий в конкуренции, на доступным кредитованием, над снижением налогов и установлении льгот по арендной плате и так далее, а не двигаться в фарватере новомодного депутатского тренда «запрещать и не пущать» по любому поводу, перерастающего уже в самую настоящую манию.
Причины-то понятны.
Дмитрий Аграновский: Председатель Верховного суда назвал проблему важную, но отнюдь не главную
Адвокат объяснил, почему количество оправдательных приговоров в российских судах стремится к нулю
Во-первых, идя таким путем, не напрягаясь, не изыскивая и обосновывая необходимость дополнительного финансирования, просто выдвигая запреты и продавливая их до президентской подписи, легко и политические очки зарабатывать, и пребывание в парламенте оправдывать «заботой о благе страны».
Во-вторых, дешевый пиар никто не отменял, считанные месяцы до судьбоносных как для России, так, поговаривают, и для отдельных политических партий выборов-2026 осталось. В таких реалиях за любую соломку начнешь хвататься чтобы электорат сохранить.
Впрочем, далеко не все парламентские фракции в Госдуме движутся исключительно по «зоне комфорта». Есть депутаты и партии, которые не только работают над по-настоящему важными для народа вопросами, но и не шарахаются от терний на этом пути.
КПРФ, например, получила перед началом нынешней парламентской сессии более 5 миллионов наказов от граждан, отметил секретарь ЦК партии, доктор политических наук Сергей Обухов.
И один из главных — вернуть пенсионный возраст. Над которым, надо отдать должное, коммунисты, как ни одна другая партия, борются, не покладая рук, вот уже не один год.
«Когда власти начинают говорить про демографическую катастрофу и кризис социальной политики, они что-то не спешат афишировать, что повышением пенсионного возраста попросту выключили из процесса воспитания старшее поколение, бабушек и дедушек, которые не могут помогать молодым, смотреть за внуками, чтобы молодежь работала. А это в последние 5 лет сказывается и на резком снижении темпов прироста населения в том числе», — подчеркнул он.
«Мы продолжим говорить власти, — заверил Сергей Обухов, — «поддержите самых пострадавших, перед «детьми войны» вам должно быть стыдно как минимум за нищенскую пенсию в 10−15 тысяч рублей. Их осталось-то в живых несколько миллионов человек, разве бюджет не в состоянии обеспечить их потребности? Наконец, мы продолжим говорить — хватит терпеть произвол в жилищно-коммунальном хозяйстве, где тарифы уже просто запредельные. Почему государство не спешит вмешиваться в откровенные мафиозные дела воротил «от коммуналки»? И это только базовые, первоочередные вопросы, которые позволят обеспечить выживаемость граждан».
Пожалуй, вот эти сферы больше подходят действительно настроенным защищать права и благо народа депутатам для парламентских баталий, чем впоросы выручки отдельных торговых сетей.
Тем более, что еще в 2022 году Госдума рекомендацию правительству РФ рассмотреть вопрос об ограничении торговых наценок на продукты первой необходимости в размере 10−15%, однако Минсельхоз во главе с Дмитрием Патрушевым это предложение отклонил, мотивируя это тем, что дополнительные ограничения со стороны государства могут дестабилизировать экономику, лишить производителей и продавцов стимула для развития бизнеса, привести к снижению налогов и дефициту товаров. А нынешний кабмин что-то не замечен в склонности «включать заднюю» по вопросам, которые считает для себя решенными.