«Политика руководства телевидения безобразная. Она не способствует развитию людей...»
Роберт Нигматулин

Уведомления о том, что доступ к интернету может пропадать, получили вчера абоненты в Белгородской области. Она чаще других регионов России подвергается атакам беспилотников и артиллерийским обстрелам. Но о проблемах со связью сообщили и жители Архангельской области — этот регион впервые подвергся атаке украинских дронов.
В сумме под два десятка регионов страны столкнулись или начинают сталкиваться с ограничениями в работе мобильного интернета из-за беспилотников. Результат оказался абсолютно неожиданным для финансистов: в третьем квартале 2025 года в российской экономике объем наличных денег вырос на 659 миллиардов рублей.
Что почти в пять раз превышает результат третьего квартала 2024 года. Больше наличных на руках у граждан было только в 2022 году, в условиях ожидаемой экономической нестабильности.
Как подтверждает Центробанк, наличное обращение стало расти из-за отключений мобильного интернета. Отключения эти начались прошедшим летом.
Семь процентов? Это ложь! Цены заставляют хвататься за валидол — но валидол тоже подорожал
Инфляция в России по ощущениям граждан в разы выше официальной, а шринкфляция вынимает из нашего кармана еще триллион рублей
Власти регионов ссылаются на меры безопасности из-за угроз атак беспилотников. Тем временем население запасается наличкой. И попутно напоминает властям, что ограничения интернета почему-то не мешают части беспилотников все же долетать до цели. Свежий пример — атака на Шатурскую ГРЭС. Для ликвидации последствий нападения на станцию пришлось направить 20 аварийных бригад из соседних округов.
Проблем с интернетом больше, конечно, у регионов России, которые ближе к Украине, откуда и прилетают беспилотники. Но известно, что дроны стали долетать уже достаточно далеко вглубь России.
Например, до Башкирии и Оренбурга. Жители Уфы рассказывают «СП», что у них отключения интернета происходят постоянно. Из-за этого сбоят платежи при оплате в магазинах за товары и услуги.
В то же время в соседней Челябинской области проблема почти не ощущается. Знакомый бизнесмен в разговоре с корреспондентом «СП» выразил недоумение по этому поводу:
— Очередная придуманная проблема. Меня это вообще не напрягает. В бумажнике с молодости всегда нал есть. Да и во всех сезонах одежды у меня нал лежит в карманах.
«СП»: Почему наличные нужны, есть понимание?
— Версия ЦБ — интернет-блокировки. Ну, будет — и будет. Сколько раз вы сами сталкивались с блокировками платежей?
«СП»: Считанные разы…
— Об этом и речь. Да, в других регионах бывает, что попробуешь картой оплатить — подходит один раз из трех примерно. Но банкоматы на каждом шагу. Не прошла оплата картой, можно снять наличные и заплатить. В Уфе, помню, была проблема с навигацией. Но интернет там есть. Кстати, отсутствие интернета не мешает принимать платежи. Данные в ОФД передаются раз в 30 дней.
«СП»: Серьезно?
— Конечно. Могу у себя на предприятии продемонстрировать. Платежам интернет не нужен. Если это настроить не могут, не знаю, что сказать.
Так что мое мнение отличается от позиции Центробанка.
Руководитель конно-стрелкового клуба Алексей Быстрай в беседе с «СП» был того же мнения:
— У меня наличных денег давно нет. И клиенты наши в основном платят картами. Это же проблема регионов, где блокируют интернет, кто ближе к границе.
Некоторые просто боятся всего, не доверяют банкам. Я вот тоже стараюсь на счетах в банках денег поменьше держать.
Пожелавший остаться неизвестным уральский бизнесмен в беседе с «СП» заявил, что все большее количество предпринимателей использует сейчас наличные для расчетов, чтобы экономить таким образом на уплате налогов. Налоги же повышаются.
«Сильно рискуют ребята», — заметил собеседник автора этих строк.
Руководитель медиа-компании в Оренбурге чувствует себя так же, как и жители Уфы:
— Ограничения мобильного интернета происходят почти всегда во время опасности атаки БПЛА.
«СП»: А такие атаки часто случаются?
— Бывало, что и два раза в день объявляют опасность. Но сейчас уже с неделю тихо.
«СП»: Какие проблемы это влечет? Только с платежами в магазинах за покупки или еще какие-то?
— На бытовом уровне главный геморрой именно с оплатой на кассе. Приходишь в магазин, а инета нет, все только по наличке.
У меня друг поехал в «Леруа» (за городом) закупаться для ремонта. Набрал стройматериалов две тележки. Подъезжает к кассе — там мертвая очередь.
Пришлось все бросать и ехать домой. Поэтому у меня сейчас правило: хотя бы тысяча рублей в бумажнике лежать должна (хотя много лет наличкой не расплачивался). И другие так делают.
«Мир уже завтра!» или очередной шаг в никуда? Переговоры по Украине могут тянуться вечно
Почему очередной раунд запущенного Трампом мирного процесса изначально был обречен на провал
«СП»: В общем, главные проблемы с платежами. Но это решаемо, если под рукой наличные. В остальном жить можно?
— Еще сбоят программы, завязанные на спутниковую навигацию. Такси фиг вызовешь. А один таксист рассказывал, что его заблочили за превышение скорости.
Робот Яндекс такси зафиксировал, что он ехал со скоростью 800 км/ч! То есть он нормально ехал, но GPS сглючил. Вот такие бытовые неудобства. Но не сказать, что прям беда-беда.
Власти России все последние годы последовательно усиливали контроль за деньгами населения, организовав переход почти полностью на безналичные системы оплаты.
По этому поводу некоторые эксперты высказывали опасения, что при полном переходе на безналичные расчеты есть риск утраты людьми их экономического суверенитета.
В октябре 2025 года глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщила, что доля безналичных платежей в России достигла 87,5%. Однако вводя в последние месяцы периодические ограничения интернета, власти страны сами способствуют обратному процессу, вынуждая население возвращаться к наличным.
Хотя можно просто обвинить Украину в финансовой дестабилизации экономики России. Это же украинские беспилотники к нам прилетают, и такого рода влияние на наши платежные системы почему-то проходит по категории «неучтенки». А зря.