Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Нефть и газ
26 ноября 08:28

Бензин по 100 за литр? Минэнерго призвало ФАС и Минфин не ограничивать цены на топливо годовой инфляцией

Цены на нефть упали по всему миру — поэтому цены на заправках в России должны вырасти, чего тут непонятного?

5088
Бензин по 100 за литр? Минэнерго призвало ФАС и Минфин не ограничивать цены на топливо годовой инфляцией
Фото: Belkin Alexey/news.ru/Global Look Press
Материал комментируют:

Нынешние розничные цены на бензин и дизель, сдерживаемые социально ориентированной политикой в пределах потребительской инфляции, не способны обеспечить достаточную маржинальность для АЗС.

Такой тезис высказал в письме, адресованном Российскому топливному союзы, Федеральной антимонопольной службе, Министерству финансов и Министерству экономического развития, первый замглавы Министерства энергетики Павел Сорокин.

По состоянию на 12 ноября, приводит пример Минэнерго, стоимость литра бензина марки АИ-92 на бензозаправках в среднем колебалась на уровне 61,2 рубля, с начала 2025 года увеличившись на 9,4% при уровне инфляции в 5,32%.

Тонна такого бензина на бирже стоит 66,5 тысячи рублей, в рознице — 81,3 тысячи рублей, а в мелком опте, где закупается топливом основная масса независимых АЗС, ­- 84,2 тысячи. Таким образом валовая маржа для таких бензозаправок составляет минус 2,1 рубля с литра. Аналогичная ситуация складывается по бензину АИ-95 (- 1 рубль с литра) и по дизельному топливу (- 6,3 рубля с литра).

Читайте также
Пока власть «дурит беспилотники», народ активно потрошит банкоматы Пока власть «дурит беспилотники», народ активно потрошит банкоматы Когда интернет в отключке, деньги сбегают в «нал» из-под контроля правительства

В связи с этим ведомство предлагает отказаться от действующего в настоящее время принципа таргетирования цен на топливо по индексу потребительских цен (ИПЦ), а вместо него использовать более широкий композитный индекс ценового давления (КИЦД), который бы учитывал сразу целый комплекс таких компонентов, как повышение средней заработной платы в России по данным Росстата и МРОТ, рост налоговой и увеличение кредитной нагрузок, рост тарифов ЖКХ и транспортных тарифов, а также увеличение стоимости обновления основных средств (реконструкция, ремонт).

В обоснование этой позиции Минэнерго оперирует множеством других соображений, доводов, соотношений и расчетов, однако складывается общее ощущение, что все это делается для того, чтобы красиво оправдать очередное повышение цен на топливо для россиян.

На сколько и как сильно они могут вырасти на этот раз?

— На самом деле то, что цена топлива на заправках не может выходить за рамки годовой инфляции, нигде законодательно не зафиксировано, — напомнил в беседе с «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Это просто некое негласное правило, на которое последние несколько лет ориентировалось правительство. Но, например, по итогам прошлого года бензин «не уложился» в уровень инфляции. В нынешнем году рост его стоимости уже чуть ли вдвое ее превысил.

Дизель в цене тоже инфляцию перегоняет, посмотрим, какую динамику он даст. В будущем году непонятно, что будет с ценами, монетарные власти настроены на выведение инфляции на отметку около 4,5%, однако удержать рост стоимости топлива в этих пределах будет архисложно.

С начала 2025 года конечные цены на бензин уже выросли на 12%, а на дизель в среднем — примерно на 6%.

И получается, что этот индикатор стабильно сбоит. Поэтому, как мне кажется, это письмо Минэнерго не про то, что цены вырастут. Они все равно подрастут так или иначе. Это письмо, на мой взгляд, о том, что это просто для правительства более удобная история.

«СП»: Что за история и в чем именно удобство?

— Смотрите, одно дело, если ты руководствуешься уровнем годовой инфляции в ценообразовании. Тогда каждый раз в случае, когда цены на конкретный товар выходят за ее пределы, приходится оправдываться, почему же так произошло, по каким причинам все вышло за рамки и так далее.

А если ты возьмешь другой показатель, который выше по процентным соотношениям, то тебе не придется страдать от того, что ты не смог уложиться в этот индикатор. Это позволит государству, фигурально выражаясь, сохранить лицо. Ну и еще несколько свободнее себя чувствовать, не так сильно давить на компании, чтобы те умеряли ценовые аппетиты.

«СП»: То есть, продолжая игру в ассоциации, государство таким образом красиво умывает руки?

— Я бы сказал, по крайней мере хочет, чтобы ему не тыкали постоянно в лицо — вот, дескать, у вас опять рост цен на топливо за рамки инфляции вышел, а вы же нам обещали. Тогда на очередной такой пассаж, образно выражаясь, оно может возразить — да вообще-то подобной задачи и не ставилось.

«СП»: Однако если государство ослабит свое давление на АЗС, они же почувствуют это, и узда ослабнет. К каким последствиям это может привести? Гражданам уже пора потихоньку запасться корвалолом для перед визитом на заправки?

— Я полагаю, к какому-то резкому скачку цен это вряд ли приведет, хотя бензин и дизель, конечно, дорожать продолжат.

Да и деятельность государства в сдерживании роста стоимости топлива едва ли кардинально изменится. ФАС все так же будет проверять обоснование роста цен. Потому что стоимость бензина на заправках — очень социально значимый фактор для государства.

«СП»: А какими методами государство способно будет воздействовать на АЗС? Ведь очередные собрания со стучанием кулаком по столу, как это было когда-то, едва ли можно себе представить.

— Ну, такие встречи до сих пор проходят между правительством и нефтяниками, и проходят регулярно, причем в формате диалога.

У представителей компаний спрашивают — почему растут цены на топливо? Компании отвечают. Например, что вот марижинальность снизилась. А почему?

Читайте также
«Дикие земли»: Новые территории все никак не могут стать нормальной Россией «Дикие земли»: Новые территории все никак не могут стать нормальной Россией Почему сетевые супермаркеты упираются, не желая идти в Донецк, Луганск и далее до Днепра

Да потому что фактически на 50% упали выплаты по демпферу, из-за чего разрыв между внешней и внутренней ценой сократился. А это существенно, потому что цены на нефть упали по всему миру по сравнению с прошлым годом.

Еще одна причина — дополнительные частые ремонты нефтеперерабатывающих заводов с простоями. А это требует немалых вложений, потому что это не профилактика раз в год, а регулярные вложения, потому что удары беспилотников ВСУ не прекращаются. Плюс оборудование для нефтепереработки подорожало из-за санкций и запретов на ввоз с 2022 года. И чтобы эти затраты отбить, необходимо поднимать цены.

Государство со своей стороны проверяет логичность и оправданность этих доводов. Соответственно, чтобы не было дефицита бензина, оно подняло обязательный объем продаж топлива через биржу, например.

Вышел запрет на экспорт бензина, потому что мы реально были на грани физического дефицита. Разрешили дополнительно присадки использовать для того, чтобы поднимать октановое число. Обнулили импортную пошлину на случай необходимости завоза импортного топлива в каких-то критических ситуациях, чтобы можно было завозить из других стран и не платить импортную пошлину.

«СП»: На рубеже 20-х годов, когда страна в очередной раз столкнулась с довольно ощутимым ростом цен на топливо, среди экспертов ходили разговоры, что бензин у нас в стране спокойно может дорасти до 100 рублей за литр. Тогда это выглядело фантастически, но сейчас фантастикой уже не кажется. В какой-то обозримой перспективе бензин может взять этот психологический барьер, если предлагаемые Минэнерго подходы к маржинальности АЗС будут реализованы?

— Мы уже видим, что в той же Москве высокооктановый бензин уже практически покорил эту вершину. «Народные» АИ-92 и АИ-95 к ней тоже подберутся, но вопрос, когда именно. Что доберутся рано или поздно, это явно, а через 5 лет это произойдет или через 10 — неизвестно.

Пока что, конечно, инфляция — основной фактор роста стоимости. Ну и еще налоги. Чем быстрее государство будет повышать всевозможные акцизы, тем быстрее это случится, потому что порядка 80% стоимости бензина — это как раз налоги и сборы.


Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня