«Те, кто строит электронный концлагерь для человечества, действуют осторожно...»
Валентин Катасонов

По слухам производитель алкоголя «Татспиртпром» изучает вариант консолидации своих активов с крупнейшим в стране производителем спирта, «Росспиртпромом». Если вброс верен, на российском рынке может возникнуть алкогольный холдинг с совокупным объемом активов в 28−33 млрд рублей.
Для принадлежащей властям Татарстана компании, сделка станет инструментом усиления позиций на общероссийском уровне, а для «Росспиртпрома» — способом получить дополнительный канал сбыта сырья.
Генеральный директор АО «Татспиртпром» Руслан Максудов уведомил участников рынка о возможном стратегическом объединении с крупнейшим производителем спирта в России. Сам факт существования такого письма не отрицается.
Компания при этом сохранит операционную самостоятельность, но будут функционировать в рамках единой группы. По предварительным планам, объединенную структура должны зарегистрировать в Казани с размещением там её головного офиса. Это даст возможность Татарстану увеличить налоговую базу.
Профессор Старченко: Я хорошо понимаю, почему люди недовольны нашим здравоохранением
52% россиян имеют претензии к качеству и доступности медобслуживания
Экономист Юрий Горохов считает, что у крупных холдингов больше ресурсов для инвестиций в новые продукты, например, премиальные бренды, альтернативные напитки, что может изменить рынок:
— По данным из разных источников, процесс слияния уже начался. Интерес «Росспиртпрома» к сделке в том, что у компании есть мощности по производству спирта, но нет сильной команды для розлива готовой алкогольной продукции.
И «Росспиртпром», несмотря на приватизацию, и «Татспиртпром», принадлежащий Татарстану, имеют сильные связи с государством. Слияние может рассматриваться не только как бизнес-оптимизация, но и как инструмент государственной политики для усиления контроля над стратегически важной отраслью.
«СП»: Но контроль государства над оборотом алкоголя официально происходит через ЕГАИС, Единую государственную автоматизированную информационную систему?
— Она тоже влияет на укрупнения, ведь большим холдингам проще и дешевле выполнять все регуляторные требования, в то время как для мелких производителей это становится ощутимым административным барьером.
Создание головного офиса в Казани — не просто налоговая выгода. Это политическое усиление Татарстана на федеральном рынке. Другие регионы (например, Башкортостан с его «Башспиртом») могут воспринять это как вызов и также начать лоббировать консолидацию своих активов или искать союзников.
«СП»: Вообще-то государство как бы проводит политику, направленную на сокращение потребления крепкого алкоголя?
— Крупные, лояльные компании легче в эту тенденцию встраиваются, получая некие преимущества. Объединение создаст крупный альянс, который контролирует сырье, производство готовой продукции и её дистрибуцию — и это может дать компании ощутимую выгоду, особенно в условиях роста издержек и акцизов.
Кроме того, эта сделка положит начало волне дальнейших объединений в отрасли, где уже прослеживается такая тенденция. Доля крупных брендов на водочном рынке растет, а продукция небольших региональных производителей теряется, считает эксперт…
«Татспиртпром» был создан в Татарстане в 1997 году и объединяет несколько ликеро-водочных и спиртовых заводов. Компании принадлежит ряд известных брендов, таких как Tundra, «Алтай», Volga Valley и другие, а также дистрибьюторское подразделение. В 2024 году её выручка составила около 19 млрд рублей. «Росспиртпром» создан позже, в 2009 году, и владеет восемью спиртзаводами в разных регионах России. В 2024 году его выручка превысила два млрд рублей. Компания уже активно приобретала доли в другом алкогольном бизнесе.
Среди крупных производителей алкоголя в России стоит назвать «Союзплодоимпорт» с его брендами Stolichnaya, Moskovskaya, «Зелёная Марка», «Пять озёр», «Русский стандарт». Он контролирует несколько ликероводочных заводов, включая московские и региональные производства. Это один из лидеров по объёму продаж водки и ликероводочных изделий. Лицензирует производство под международными брендами, активно работает на экспорт.
Другой крупный производитель водки в России, владеющий несколькими предприятиями, «Объединённые Пензенские водочные заводы» (ОПВЗ) производят «Пензу-40», «Золотую бочку». В 2025 году он выиграл суд на право производства водки Nemiroff, несмотря на отзыв бренда с российского рынка.
«Русский стандарт» (в прошлом «Белuga Group») выпускает водку «Журавли». Имеет заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре. В 2023 году компания сменила название после продажи международных прав на бренд. Производит премиальную водку, развивает экспорт.
«Ладога» с брендами «Петровская» и «Старка». Заводы расположены в Ленинградской области. Это один из крупнейших производителей водки в Северо-Западном регионе. Специализируется на среднем и премиальном сегменте, активно инвестирует в маркетинг и продвижение.
«Очаково» выпускает «Золотое кольцо», «Царскую». Заводы есть в Москве и Московской области. Один из старейших производителей, контролирует значительную долю рынка в Центральном регионе, известен широким ассортиментом.
«Башспирт» с его «Агатом», «Уралом» разливается, естественно в Башкортостане. Продукция распространяется на Урале и в Поволжье. Активно продвигает региональные бренды.
«Группа Рузский купажный завод» бутилирует «Золотой резерв». Её заводы в Московской области. Специализируется на купажировании вино-водочной продукции, известна инновационным подходом.
Рекорды не радуют, но есть надежда на «белую нефть»: Санкции превратили российский газ в «бюджетный» товар
Китай купил у России рекордный объем СПГ, но со скидкой в 40%
«Фанагория» — это, в основном, виноградное вино, но есть и водка «Кубанская». Заводы в Краснодарском крае. Лидирует на юге России, продвигает бренды с региональной спецификой.
Вообще Топ-15 производителей контролируют более половины рынка водки, их доля растёт за счёт вытеснения мелких региональных игроков. А крупные активно развивают экспорт в страны СНГ, Азию и Ближний Восток. Производители экспериментируют с новыми категориями напитков, например, замещая импорт виски, джина, создают крафтовые напитки, делая их у себя для диверсификации номенклатуры продукции.
Слияние «Татспиртпрома» и «Росспиртпрома» усилит концентрацию рынка, ускорит вытеснение мелких производителей и создаст нового лидера с полной производственной цепочкой. Это соответствует глобальной тенденции к укрупнению в отрасли, но может привести к снижению конкуренции и росту цен для конечных потребителей.
Небольшие региональные бренды сталкиваются с трудностями из-за повышения акцизов, роста цен на сырье и политики ритейлеров, которые сокращают ассортимент в пользу лидеров рынка. Это может привести к дальнейшему сокращению их доли или даже уходу с рынка. Да, региональные марки сохраняют симпатии части потребителей, особенно в своих регионах, но их возможности ограничены.
Конечно, спиртовая сделка ещё должна получить разрешение антимонопольных органов, так как объединение двух крупных игроков может привести к доминированию на рынке. А ещё новый холдинг, если он, конечно, появится, может столкнуться с сопротивлением других крупных производителей. И конечно рост акцизов и инфляция могут снизить покупательскую способность, что повлияет на продажи даже у региональных китов с акулами.