Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Михаил Делягин: Бюджет-2025 преподал урок либеральным бухгалтерам, умеющим только резать расходы

Правительство Мишустина даже в жестких условиях обеспечивает развитие экономики

3017
На фото: премьер-министр РФ Михаил Мишустин во время заседания правительства в Доме правительства РФ.
На фото: премьер-министр РФ Михаил Мишустин во время заседания правительства в Доме правительства РФ. (Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС)

Бюджет — наиболее концентрированное выражение намерений государства. Ведь так же, как почти ничего нельзя сделать одними деньгами, почти ничего нельзя сделать и без них.

Бюджетный процесс сложен: прогноз, на котором он основан, неизбежно неточен, да и приоритеты государства порой меняются.

Тем не менее бюджет 2025 года корректировался уже дважды, что необычно, — а исполнен, возможно, тоже будет не по последнему варианту.

Бюджет был принят в конце ноября 2024 года с ничтожным, неправдоподобным дефицитом в 0,5% ВВП (1,2 трлн руб.). Уже в мае его повысили до 1,7% ВВП (3,8 трлн.), по итогам восьми месяцев превысили и увеличили в сентябре до 2,6% ВВП (5,7 трлн руб.). Тогда же аналитики называли реалистичную величину дефицита по итогам года — не менее 8,0 трлн руб. (3,6% ВВП), и она пока наиболее правдоподобна.

Читайте также
Слуги народа за народ или за олигархов? Проект Трудового кодекса от КПРФ отклонен Госдумой без обсуждения Слуги народа за народ или за олигархов? Проект Трудового кодекса от КПРФ отклонен Госдумой без обсуждения Сергей Обухов: Мы заставили парламентские фракции обнажить свои настоящие лица

Конечно, дефицит может быть и меньше, но при ограниченности доходов (из-за плохой внешней конъюнктуры и подавления экономики сверхжесткой финансовой политикой) это потребует либо разрушительного урезания расходов, либо не менее разрушительной девальвации.

И то, и другое противоречит предельно рациональному курсу правительства Мишустина, железной рукой обеспечивающего необходимые экономике расходы (превышающие намеченные из-за большего роста цен и худшей внутренней конъюнктуры), пусть и за счет дефицита.

Не случайно в январе-октябре 2025 года правительство Мишустина нарастило госзакупки на 35,4% (более чем на 2,1 трлн руб.) по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, за 10 месяцев выполнив на 94,5% формальный годовой лимит. Понятно, что госзакупки не будут свернуты, и он будет превышен — для продолжения развития.

Поэтому исполнение бюджета-2025 будет отличаться и от второй его корректировки, — а ожидаемое превышение исходного дефицита наглядно выражает адекватность социально-экономической политики либералов отечественной сборки. (Последний век либерализм — не «по Вольтеру», а «по Керенскому» и «по Березовскому» — служит интересам зарабатывающих на нестабильности финансовых спекулянтов против нуждающихся в стабильности производительного и социального секторов, то есть против интересов любого народа мира)

Привычные страхи перед бюджетным дефицитом не обоснованы в уникальных российских условиях хронической недомонетизации экономики (отношение денежного агрегата М2 к ВВП — 55% при нормальном для России уровне около 100%).

При достаточности или избыточности денег в обороте, которую описывает стандартная теория, дефицит бюджета действительно грозит ускорением инфляции. Но искусственно созданный и беспощадно поддерживаемый у нас либералами «денежный голод» этой теории неведом.

В России при отказе либералов от цивилизованных инструментов бюджетный дефицит служит полезным инструментом смягчения «денежного голода» и хотя бы приближения к нормальной монетизации.

Он не грозит инфляцией, так как рост деловой активности по опыту правительства Примакова — Маслюкова после дефолта 1998 и правительства Мишустина в конце 2022 года, опережает рост денежной массы.

Попытка сократить дефицит либеральным механическим урезанием расходов, чтобы втиснуть его в прокрустово ложе сказочных прогнозов, обернется спадом экономики.

Наиболее наглядная причина недобора бюджетных доходов — укрепление рубля с прошлогодних 91 до 84 руб/долл (в среднем за январь-октябрь) и удешевление нефти «Юралс» с 69 до 58 долл/барр. Соответственно, цена барреля экспортной нефти рухнула более чем на одну пятую: с 6,3 до 4,9 тыс. руб. Нефтегазовые доходы этого года ожидаются на уровне 8,5 трлн руб., на 22% ниже заложенного в бюджет.

Как обычно, спад нефтегазовых доходов толкуется либеральной пропагандой как «успешная диверсификация экономики» (когда цена нефти восстанавливается, эти заклинания с облегчением забывают, бодро переходя к бреду об успехах в целом).

Но такие толкования лишь маскируют реальные финансовые проблемы, усугубляемые бухгалтерским стремлением урезать все расходы, до которых удается дотянуться, без оценки последствий.

Ожидаемое сокращение нефтегазовых доходов на 2 трлн руб. в январе-октябре (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) частично компенсировано свертыванием бюджетной поддержки нефтяной отрасли на 1,1 трлн.

Дотирование НПЗ (сделанных убыточными колониальным «налоговым маневром» — переносом фискального бремени с экспорта сырой нефти на ее переработку в стране) и льготы на освоение новых месторождений сокращены с прошлогодних 3,1 до 2,0 трлн руб.

Результат — очередной «бензиновый кризис», объясняемый ударами беспилотников (хотя в 2023 году, когда из-за него министр сельского хозяйства опасался срыва уборки урожая, атак беспилотников на НПЗ не было), выход из которого видят в разбавлении бензина спиртом (с созданием технических рисков) и его импорте из Южной Кореи и даже Сингапура.

Сжатие ненефтегазовых поступлений 2025 года — признак тяжести фискального бремени при его нынешней структуре. При нормализации этой структуры, то есть переносе фискального бремени с переработки на экспорт сырья при контроле за акцизами, восстановление деловой активности даже при недоступном кредите и произволе монополий позволит нарастить доходы бюджета и обеспечить рост ВВП. Но пока даже повышение ставки налога на прибыль в этом году с 20 до 25% сопровождается его недобором (до 1 трлн руб.).

Читайте также
Валентин Катасонов: Россия взывает о помощи, но на форуме «Россия зовет!» эти взывания почти не слышны Валентин Катасонов: Россия взывает о помощи, но на форуме «Россия зовет!» эти взывания почти не слышны Если промышленное производство падает, а финансисты процветают, значит в экономике творится что-то не то

Минфин продолжает замораживать деньги налогоплательщиков. Так, Фонд национального благосостояния (ФНБ) на конец 2025 года исходно должен был составлять 12,9 трлн руб., но в ходе корректировок увеличен до 13,6 трлн.

Правительство Мишустина наглядно демонстрирует, как разумное увеличение расходов бюджета (пусть и не за счет его остатков, замороженных в ФНБ либо прокручиваемых, как в 90-е, через банки и в сумме составляющих на конец 2025 года не менее 9,6 трлн руб.), стимулируя рост, снижает долю государства в экономике и нагрузку на нее, так как экономика растет быстрее расходов.

Но либеральные бухгалтеры не видят этого — в отличие от финансовых директоров, понимающих, что разумные расходы приносят выгоду.

Лишенные благодаря правительству Мишустина возможности уничтожить экономику «секвестром бюджета» в стиле преддефолтного 1997 года, либералы могут попытаться разрушить ее усилением фискального пресса, который через несколько лет может стать и непосильным.

Это послужит интересам оргпреступности, расширяющей свои возможности при выдавливании части экономики «в тень».

Как менялся бюджет 2025 года


Последние новости о банках, банковских картах, сбережениях и финансовых рынках, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Караганов

Научный руководитель факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня