«Перед Украиной вырисовывается безвыходность из-за перспективы потери всей энергетики…»
Алексей Анпилогов


Сокращение доли «серого сектора» в России позволит наполнять бюджеты всех уровней на дополнительные 1 трлн руб. ежегодно с 2027 года, подсчитал вице-премьер Александр Новак. Он уточнил, выполнение всех соответственных запланированных мероприятий позволит уменьшить долю «теневой экономики» на 1,5% в ВВП за 3 года.
Ранее глава Минфина Антон Силуанов обозначил сокращение объемов «теневого сектора» в экономике России в качестве одной из важнейших задач в следующем году.
Среди ключевых инструментов в этом процессе он назвал сокращение доли наличных средств в обороте через усиление контроля за контрольно-кассовой техники (ККТ) и более серьезный мониторинг арендодателей, которые сдают торговые места для предпринимателей.
По словам министра, также важно следить за импортом товаров из СНГ и вести реестр майнеров криптовалют.
Бастрыкин пригрозил покопаться в головах подозреваемых — и узнать, куда деньги делись
Глава Следкома припугнул коррупционеров «целым арсеналом современных средств», которые, как ни странно, уже существуют
Руководитель Центра исследований экономполитики, заместитель декана экономического факультета по международным связям МГУ Олег Буклемишев в разговоре с «СП» уточнил, что в обсуждении речь идет не только о «теневом» производстве, но и о широком спектре видов деятельности.
— Среди них могут быть разные услуги, торговля и другие виды экономической деятельности. В России, как и в любой другой стране, всегда присутствует определенная зона «теневой экономики».
«СП»: С чем связано ее появление в целом?
— Отчасти это объясняется жесткостью регулирования, а отчасти — высокими налогами. «Теневая экономика» возникает и тогда, когда бизнес ничего не сможет делать, если будет подчиняться всем нормам.
Говорить о размерах теневого сектора достаточно сложно, но его можно отслеживать по различным статистическим несоответствиям, вроде того, что ряд граждан тратят больше, чем формально зарабатывают.
«СП»: Насколько важно государству будет собирать 1 трлн. руб. ежегодно, которые пока остаются в «теневом секторе»?
— Оценка потерь у налоговой вполне может оказаться достаточно точной, но 1 трлн руб. налогов в сравнении с объемом доходов бюджетов всех уровней (а это не только федеральный бюджет, но и региональные, а также социальный фонд) в размере 81 трлн руб. выглядят не особо значимыми.
Если у нас действительно наблюдаются большие успехи в получении налогов из экономической деятельности, то в будущем вряд ли получится их масштабировать дальше. Поиски каждого следующего рубля будут обходиться все дороже. 1 трлн руб. — это не та сумма, на получение которой нужно бросать все силы.
Если в «теневой системе» не добирается только 1 трлн руб., то это хороший результат для государства.
Эта сумма сопоставима с получением денег от валютных колебаний или от получения налоговых поступлений от роста НДС на 2 процентных пункта со следующего года.
«СП»: Является ли снижение налогов единственным инструментом, который позволяет уменьшать долю теневой экономики?
— Это важный фактор, но речь не всегда идет только о финансовых обстоятельствах. Стоит, к примеру, принимать во внимание ощущения налогоплательщиков — видят ли они позитивные результаты в государственных расходах, довольны ли граждане качеством бесплатных услуг. «Обелению» экономики также может способствовать упрощение сложных регистрационных правил.
«СП»: Какой ожидается динамика в теневой экономике?
— В следующем году она скорее не уменьшится. Часть граждан или бизнеса будут платить увеличенный НДС, но кто-то продолжит дробить свои компании. Некоторые малые предприятия могут просто закрыться. Реакции могут быть совершенно разными, сейчас мы это не спрогнозируем.
Но не думаю, что получится обелить многие виды деятельности, которые сегодня находятся в тени, несмотря на все технологические нововведения Федеральной налоговой службы (ФНС).
Значительная часть граждан и предпринимателей скорее всего просто будут отказываться от ведения экономической деятельности, особенно если речь идет о микропредприятиях и малом бизнесе, а не переходить в зону уплаты налогов. Просто потому что это может оказаться для них запретительно сложно или дорого.
Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников обратил внимание, что главным критерием определения «серого сектора» является неуплата или неполная уплата налогов.
— У нас доля такой экономики составляет примерно 10−12% ВВП. За 3 года убрать из «серой зоны» 1,5 процентных пункта от экономики вполне возможно, но это влечет за собой определенные риски.
Усиление налогового администрирования и других мер может в том числе снизить деловую активность, что в свою очередь начнет дополнительно тормозить темпы экономического роста.
Любое чрезмерное усилие может повлиять на более углубленный уход в тень или привести к закрытию предприятий.
Что должно произойти в России, чтобы «кремлевские пожелания» воплотились в жизнь
Пока мы не определимся с отраслями, которые обеспечат собственное производство, мы не сможем говорить о суверенитете страны
«СП»: В каких ситуациях бизнесу лучше не светиться, а в каких риск этого слишком высок?
— Сейчас «не светиться» — это уже достаточно опасно для бизнеса во всех секторах экономики. Если налоговая служба обнаружила, выявила нехватку платежей, то начнет те же камеральные проверки, и скорее всего найдет несоответствия, что будет крайне невыгодно для предпринимателя.
«Серый сектор» распространен в основном там, где оказание услуг возможно за наличные и без договоров, включая грузоперевозки и различные ремонты. Но в целом нельзя сказать, что какие-то сферы являются более «безопасными» с этой точки зрения.
Что касается перспектив работы с «теневым сектором», то предполагается, что в ближайшие 3 года Росстат как раз начнет более оперативно и точно подсчитывать доходы и расходы предприятий, а налоговая служба сможет помочь в анализе с помощью новых технологий.
Это поможет государству без лишнего нажима собирать необходимые средства, которые не выплачиваются сейчас в полной мере.
Последние новости о налогах, сборах, штрафах и налоговом законодательстве, - в теме «Свободной Прессы».