«Экономические условия в России: Людям и бизнесу невыгодно работать…»
Никита Кричевский
Сверхприбыль российских банков могут обложить налогом в 20%. Это случится, если в правительстве согласятся с аргументами группы депутатов Госдумы во главе с первым зампредседателя КПРФ Юрием Афониным. Соответствующее обращение направлено ими премьер-министру РФ Михаилу Мишустину.
Инициаторы указали, что за 2024 году банковский сектор получит свыше 4 трлн рублей чистой прибыли, которая выросла по сравнению с 2023 годом на 25%. Они называют такой результат «фантастическим» и отмечают, что невиданный рост происходил на фоне стагнации экономики, дефицитного федерального бюджета и ухудшения жизни людей.
Повышенный налог на сверхприбыль позволит направить дополнительно собранные средства на социальные программы, не создавая чрезмерной нагрузки на малый бизнес и население. При этом сверхприбылью предлагается считать прибыль, превышающую среднеарифметическую величину прибыли банков за период с 2021 по 2024 год.
Обдираловка в чистом виде: Минфин душит всех со спокойствием удава
Сколько налогов на самом деле мы платим и куда это все уходит
Реакция народа на эту новость в Сети… разнообразная.
«Считаю, что это разумный, социально ответственный подход» — пишет один из комментаторов. «Ага, щас разгонятся они делиться», — сомневается другой. «Возможно и рассмотрят. Просто его [законопроект] более детально нужно расписать», — надеется третий. «Вся страна с Вами!» — заверяет четвёртый.
Фискальная мера по сути направлена на перераспределение части доходов крупнейших банков. Ведь, по данным ЦБ, на кредитные учреждения первой десятки банковского рейтинга приходится свыше 80% всех активов. У них же больше всего депозитов, максимальный кредитный портфель и как следствие — прибыль.
Глава «монстра» нашего банковского сектора Герман Греф, как и главы крупнейшего госбанка — ВТБ Андрей Костин и самого значительного корпоративного «кошелька» — Газпромбанка — Андрей Акимов, и основатель успешного частного Альфа-Банка Михаил Фридман, наверняка, сами понимают важность солидарности с обществом.
Тем более, имея такие доходы. Например, Сбербанк по итогам 2024 года увеличил свою чистую прибыль до 1,58 трлн рублей, что составляет свыше 40% от прибыли всех банков, вместе взятых. При этом кредитные учреждения доминируют в рейтинге 100 крупнейших компаний России — их там сейчас 22 (1-е место), а в 2023 году было 19. Крепко сели.
Раньше лидерами этого рейтинга были «Газпром» и «Роснефть». Долгие годы нефтегазовый сектор был своего рода дойной коровой для государства — не только платил налоги, но и вкладывался в социалку, инфраструктуру, спорт. А с началом проблем в бюджете именно нефтяники и газовики первыми попали под налогообложение сверхдоходов.
Новация пробивала себе путь непросто. Поначалу инициатива вице-премьера того времени Андрея Белоусова (именно он был автором идеи) была встречена в штыки. Но со временем реальные проблемы — расходы, связанные с СВО, взяли верх и сопротивление было сломлено. Закон о налоге на сверхприбыли компаний приняли.
Вот только для банков тогда было сделано исключение. Возможно, в силу более высокого уровня лоббизма, а может, финансовый сектор в глазах высших чиновников находится в стране на особом положении.
Сейчас, когда плачевное положение казны более чем очевидно, перспективы окончания СВО — главного потребителя ресурсов, туманны, государству по-прежнему иметь «любимчиков» в лице детищ Грефа, Костина и Фридмана, делая им поблажки, уже невозможно. Все в одной лодке и каждый должен вносить свою лепту.
Похоже, в Госдуме по этому вопросу формируется консенсус. Свежая инициатива коммунистов имеет в анамнезе похожую попытку их коллег по левой оппозиции из «Справедливой России». В сентябре ими был внесён аналогичный законопроект. Авторы, предлагая налог на банки, апеллировали к прецеденту с нефтегазовым сектором.
На тот момент меру в целом готовы были поддержать в КПРФ, СРЗП и ЛДПР. А «Единая Россия» и «Новые люди» были против. Однако время идёт. Трудности с принятием бюджета, с которыми столкнулись депутаты уже после внесения законопроекта СРЗП, а главное, нерадужные перспективы экономики могут заставить их изменить своё мнение.
Противники идеи обложения сверхприбылей банков, первый среди которых — Антон Силуанов, подчёркивают, что банки — кровеносная система экономики.
Внешние заимствования сейчас невозможны, а значит, вся надежда на отечественную финансовую систему, снабжающую экономику деньгами, и трогать её нельзя. На первый взгляд так, но…
Почему единороссы грозят ИП сжить со свету, но олигархов трогать не решаются?
«Обеление» экономики в исполнении партии власти грозит ее тотальным обмелением
В реальности сверхдоходы банков никакого экономического роста не порождают. Напротив, этот рост удушен высокой ключевой ставкой. Причем государство у нас инвестирует в основные фонды в два раза больше средств, чем банки, подчёркивают в КПРФ.
Но государство не может эффективно выполнять эту функцию при дефицитном бюджете.
Попытка наполнить бюджет через повышение НДС до 22%, снижение в шесть раз порога необложения НДС для ИП, расширение сети платных дорог, введение разнообразных штрафов за любой проступок
Если признать, что одной из причин бюджетных проблем и появления налоговых инициатив является СВО — политический форс-мажор, то разовое изъятие части сверхдоходов компаний и банков (тоже форс-мажор) выглядит более адекватной мерой. Клин клином вышибают. Завершится спецоперация — единовременные изъятия будут прекращены.
Системные же меры, глубоко вплетённые в экономическую ткань, вроде повышения ставки НДС, скорее всего, сохранятся при любом развитии событий (нет ничего более постоянного, чем временное).
И продолжат загонять экономику страны в ступор. И тогда это отразится и на банковском секторе тоже. Не лучше ли сейчас обойтись малой кровью?
Последние новости о налогах, сборах, штрафах и налоговом законодательстве, - в теме «Свободной Прессы».