«Учителя в новейшее время низведены до уровня чуть ли не обслуги... принеси, подай...»
Сергей Аксенов
После начала специальной военной операции (СВО) на Украине и последовавших за этим мощных антироссийских санкций коллективного Запада у нас стали время от времени говорить о потерях, которые Россия несет в сфере внешнеэкономических связей.
Тема таких потерь очень обширная. Но чаще всего в российских СМИ затрагивается такой аспект, как ценовые дисконты на товары, экспортируемые из России. Эти дисконты представляют собой премию импортерам за риск, которые они несут, покупая российские товары в обход санкций.
Как говорят эксперты, ценовые дисконты стали практиковаться по широкому кругу товаров, экспортируемых из России. Но в центре внимание оказались дисконты по тем товарам, которые уже давно занимают основное место в российском экспорте. А таковыми являются углеводороды — нефть и природный газ. Далее это уголь, металлы, лес и лесоматериалы и др.
Тяжелая нефть Венесуэлы легко может устроить «идеальный шторм» на рынке. Urals напрягся
Российские компании следят за котировками с тревогой
В 2022 году сообщалось, что по ряду сделок экспорта угля и кокса ценовой дисконт превышал 50%.
Сообщалось, что даже российское золото стало поставляться за рубеж с ценовым дисконтом.
Но, конечно, в абсолютном (стоимостном) выражении наибольшая часть дисконтов пришлась на экспорт углеводородов. И основными бенефициарами таких дисконтов стали восточные партеры России — Китай, Индия, Вьетнам, Индонезия и др. Так, По прогнозу Минэкономразвития РФ, опубликованному в апреле 2024 года, до 2027 года цена российского газа для Китая будет на 28% ниже, чем для Европы и Турции.
Ценовые дисконты по нефти колебались из месяца в месяц как в абсолютном, так и относительном выражении. Так, в июне 2023 года замглавы Минфина США Уолли Адейемо заявлял, что Россия экспортирует нефть с дисконтом 25% к мировым ценам из-за потолка цен, организованного коллективным Западом.
В сентябре 2025 года дисконт на нефть Urals (основная марка нефти, экспортируемой из России) резко вырос на 39% и в среднем составил 5,13 доллара за баррель к Brent. На увеличение дисконта могло повлиять введение согласованного Западом более низкого потолка цены — 47,6 доллара за баррель.
По информации на декабрь 2025 года, скидка на российскую нефть относительно эталонного сорта Brent достигла максимального значения за два с половиной года (с июня 2023-го). В ноябре дисконт в среднем составил 18,9 доллара с каждого барреля главного экспортного сорта нефти Urals, к концу ноября он превысил 20 долларов.
Рост дисконта, как отмечают эксперты, обусловлен санкциями США против двух ведущих нефтяных компаний России — «Роснефти» и ЛУКОЙЛа. По прогнозам, в 2026 году цены на нефть будут снижаться, но и дисконт, скорее всего, сократится. При этом размер дисконта будет, в первую очередь, зависеть не от уровня мировых цен, а от нашей способности преодолевать санкционные ограничения.
К сожалению, в российских СМИ присутствовали несколько мажорные представления о санкциях против нашей страны: мол, они нам как слону дробина. Нет, они наносили и продолжают наносить российской экономике серьезные ущербы. Эксперты время от времени подсчитывают суммарную величину потерь от вынужденных ценовых дисконтов на экспортируемую нефть.
В 2022 году аналитики «Альфа-Банка» считали, что увеличение дисконта между Urals и Brent может привести к потерям в нефтяных экспортных доходах для России на уровне примерно 3 млрд долларов в месяц, что за год может составить примерно 40 млрд долларов.
А вот свежая оценка инвестиционного банкира Евгения Когана, опубликованная в ноябре 2025 года. Он предположил, что объём экспорта России по итогам 2025 года составит примерно 450−500 миллиардов долларов, из которых на экспорт нефти придется около 200−250 миллиардов. Потери экспортных доходов по нефти, обусловленные ценовыми дисконтами, он оценил в размере 30−40 миллиардов долларов.
А это, между прочим, эквивалентно примерно половине ожидаемого по итогам 2025 года дефицита федерального бюджета РФ.
Как шутят некоторые эксперты, Россия преодолевает санкционные барьеры Запада с помощью демпинга. А ведь действительно уже почти четыре года Россия осуществляет на мировом рынке ярко выраженный демпинг. В учебниках по экономике и словарях демпинг определяется как продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам.
Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке.
К тому, что написано в учебниках и словарях, можно еще добавить, что имеется антисанкционный демпинг. Такой демпинг, проводимый сегодня Россией, судя по всему, осуществляется при серьезной поддержке государства.
Так, в начале декабря 2025 года президент России Владимир Путин подписал закон, вводящий новые налоговые льготы для крупнейших государственных нефтегазовых компаний — «Газпрома» и «Роснефти».
Но нынешняя история с российским демпингом не является чем-то абсолютно новым. Сейчас ценовые дисконты по экспорту можно списывать на «нехороший» Запад. А ведь таковые ценовые дисконты практиковались и до 24 февраля 2022 года. Причем на протяжении почти всех лет существования Российской Федерации. Только тема тогдашних ценовых дисконтов была табуированная. По той причине, что они инициировались не «плохим» Западом, а российскими экспортерами с их шкурными интересами.
В чем заключался их шкурный интерес? В том, чтобы занижать налоги и платежи по таможенным тарифам. Между прочим, до 2024 года в России действовали пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Желающих подробнее разобраться в данном весьма актуальном вопросе отсылаю к статье Т.В. Алимбарашвили «Манипулирование ценами при экспорте».
Профессор Катасонов: «Россия зовет!». Куда зовёт? На биржу — деньгами поиграть?
На инвестиционном форуме говорили обо всем, только не об инвестициях
Но и это еще не все. Экспорт товаров из России использовался (и, скорее всего, продолжает использоваться) как канал нелегального вывода капитала за рубеж. Товар вывозится из России по максимально низкой цене в адрес зарубежной компании, действующей в интересах экспортера. Там, за рубежом товар перепродается по настоящей рыночной цене. Ценовая маржа оседает за рубежом в виде денег на счетах российского олигарха (чаще всего — в офшорных юрисдикциях).
Я об этом уже пишу и говорю более четверти века (См.: Катасонов В. Бегство капитала из России. — М.: Анкил, 2002). Приведу лишь один фрагмент из этой книги: «Занижение экспортных цен. Это один из наиболее популярных методов среди компаний, осуществляющих крупные и регулярные поставки топливно-энергетических ресурсов и сырья за рубеж…
По некоторым оценкам, в 1995 году экспортные цены в России отставали от мировых в среднем на 7% для сырой нефти, на 29% - для нефтепродуктов, на 15% - для угля, на 11% - для природного газа, на 21% - для алюминия, на 13% - для меди. Размер вывоза капитала равен разнице межу мировой и фактической экспортной ценой, которая после всех платежей по контракту оседает на счетах, подконтрольных компании-экспортеру" (с. 60).
Такую разновидность российского демпинга я бы назвал «бандитским». Но тема «бандитского» демпинга строго табуирована в российских СМИ. Неожиданно, накануне нового года, 31 декабря эту тему озвучил глава Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Игорь Артемьев в интервью телеканалу «Россия 24».
Разговор был на тему «правильного» ценообразования на нефть и другие биржевые товары, которые экспортируются из нашей страны. Артемьев отметил, что руководимая им биржа готовит набор российских ценовых индикаторов.
Он сообщил о создании Национального биржевого ценового агентства. Глава биржи пояснял, что источниками информации для него станут ликвидные биржевые торги, в том числе данные срочного рынка, а также цены участников, внебиржевые данные и такие источники, как министерства, ассоциации и союзы предпринимателей.
Артемьев рассчитывает, что создание такого ценового агентства увеличит поступление налогов в федеральный и региональные бюджеты, поскольку они будут рассчитываться на базе «правильных» цен.
Но вот самый главный фрагмент выступления Артемьева: «Я убежден, что еще в советские времена и сейчас уже Россия потеряла не миллиарды, а триллионы долларов на занижении стоимости российской нефти и нефтепродуктов. Многие десятилетия это была просто такая тенденция, нам объясняли, что это там, на глобальных рынках что-то формируется. Думаю, что здесь, учитывая непрозрачность [расчета котировок], складываются очень серьезные условия для манипуляций».
Скажу, что это первое за многие годы публичное признание факта осуществляемого российским бизнесом «бандитского демпинга». Признается, что суммарные потери России от такого «бандитского демпинга» измеряются даже не миллиардами, а триллионами долларов. Хотелось бы верить, что после такого громогласного заявления подобному «демпингу» будет, наконец, положен конец.