«Учителя в новейшее время низведены до уровня чуть ли не обслуги... принеси, подай...»
Сергей Аксенов

Президент Владимир Путин потребовал от правительства и Центробанка реализовать мероприятия по «обелению» ряда секторов экономики. Это поручение вошло в перечень решений по итогам заседания «Совета по стратегическому развитию и национальным проектам». Совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации эту проблему будут решать в течение всего 2026 года.
Ранее президент поручил доработать план структурных изменений в экономике. Подробные шаги по легализации деятельности в отдельных секторах будут разработаны в ближайшее время. Одновременно правительству даны указания по доработке национальных проектов, уточнению методик оценки и дальнейшему обеспечению финансирования технологического развития страны.
Десять рисков, которые изменят мир: Путин практически победил, а глобализация доживает последние дни
Авторитетный прогноз наиболее значимых для человечества событий
Вообще доля теневой экономики в России оценивается в 10−12% ВВП. Поставлена задача снизить этот показатель за три года на 1,5%, что должно приносить бюджету дополнительно около триллиона рублей ежегодно, начиная с 2027 года. Однако реализация плана сопряжена с рисками. Повышение фискальной нагрузки может спровоцировать уход части бизнеса в тень, если сами меры по «обеливанию» будут не сбалансированы и не станут прозрачными.
Экономист Юрий Горохов считает, что обеление в принципе возможно, но его успех зависит от комплексного подхода, включая законодательные изменения, цифровизацию, контроль за наличным оборотом и сотрудничество с бизнес-сообществом:
— Тут важно не допустить обратного эффекта — усиления теневой активности из-за чрезмерного давления на предпринимателей.
Главное, что с 1 апреля 2026 года внедряется в тестовом режиме «Система прослеживаемости оборота товаров» (СПОТ), механизм подтверждения реального российского получателя товара и авансовой уплаты НДС. С 1 сентября ожидается её внедрение в полном объёме.
Она позволит отслеживать легальность сделок и снизить уход от налогов через схемы с фиктивными поставками. Произойдет ужесточение контроля за наличным оборотом, снижение доли наличных расчетов, переход на безналичные платежи и цифровые инструменты, например, цифровой рубль.
«СП»: Система призвана пресечь схемы с фиктивными фирмами-однодневками?
— Да. Кроме того, усиливается давление на наличный оборот. Ожидается дальнейшее ужесточение контроля за операциями с бумажными деньгами, снижение лимитов по таким сделкам и популяризация цифрового рубля с повышением прозрачности.
Но СПОТ потребует безупречной технической работы и защиты от кибератак. Внедрение систем такого типа нуждается в отлаженной инфраструктуре и защите данных.
Оборот наличных неизбежно снизится, как и во всем мире. Продолжится стимулирование безналичных расчетов, ограничение крупных наличных операций, ужесточение требований к кассовой дисциплине.
Также продолжается традиционная борьба с нелегальной занятостью, усиление контроля за соблюдением трудовых договоров, легализация самозанятых и мигрантов, работающих без официального оформления. Ожидается, что это тоже позволит увеличить налоговые поступления от их зарплат и страховых взносов.
Ну и регулирование криптовалют набирает обороты. Вслед за легализацией майнинга следует ждать введения прозрачных правил для операций с цифровыми валютами, контроль за оборотом крипто-активов для предотвращения отмывания доходов.
«СП»: Разве майнинг криптовалют уже легализован?
— Майнить с 2024 года вроде как «можно, но осторожно», не всем, не везде и не всегда. Его полная легализация ещё только предстоит, как и дальнейшее регулирование, создание правил для майнинговых ферм, введение налогов на доходы от этого бизнеса, обязательная регистрация оборудования и операторов.
На данный момент майнинг криптовалют в России ещё в процессе обеления. Правительство и Центробанк активно работают над созданием правовой базы, которая позволит легализовать и контролировать эту сферу.
Но майнинг криптовалют и не запрещён, пока не имея чёткого правового статуса. Власти планируют превратить его в понятную отрасль, введя обязательную регистрацию оборудования, налогообложение доходов от майнинга и контроль за энергопотреблением.
Ожидается, что в 2026 году будут приняты законы, регулирующие майнинг, включая требования по регистрации, уплате налогов и соблюдению технических стандартов. Одной из ключевых целей является предотвращение использования майнинга для ухода от налогов.
Майнинг пока находится в «серой зоне», но власти нацелены на его интеграцию в официальную экономику. Вот только чрезмерно жесткое его регулирование может привести к оттоку специалистов. Слишком строгие правила вытолкнут перспективную отрасль из России, отдав её другим странам.
«СП: А что с нелегальным кредитованием?
— Ужесточаются требования к микрофинансовым организациям (МФО). Усиливается надзор за их деятельностью, продолжится борьба с ростовщичеством и нелегальными кредиторами, с помощью обязательной регистрации всех кредитных сделок.
«СП»: Будут ли новшества на «табачно-никотиновом» рынке?
— Усилится контроль за производством и продажей. С 2024 года вводятся всё новые правила обязательной цифровой маркировки для подобной продукции, включая бестабачные смеси, чтобы контролировать оборот и бороться с контрафактом. Вводятся ограничения на продажу по возрасту, месту, а также запрет на использование ароматизаторов.
Депутаты предлагают ещё ужесточить контроль и снизить допустимое содержание никотина. Заявленная цель — борьба с нелегальным оборотом и защита здоровья населения, особенно молодежи. Но все эти меры должны дать и повышение собираемости налогов за счет цифровизации налогового администрирования, автоматизации проверок и ужесточения ответственности.
Хотят также увеличить прозрачность операций после внедрения электронного документооборота, обязательного использования онлайн-касс и цифровых платформ для отчетности, считает эксперт…
Сергей Комков — про «три веселых буквы»: Институт репетиторства теперь виляет всей сферой образования, как хвост собакой
Зачем на самом деле Минобрнауки повысило минимальные баллы ЕГЭ на 2026 год?
Всё это необходимо в том числе для финансирования нацпроектов и вообще технологического суверенитета. А тут дефицит бюджета, санкционное давление, вот и возникает потребность в мобилизации внутренних ресурсов.
Однако есть вероятность подмены понятий и целей — вместо обеления может произойти усиление государева пресса на легальный бизнес, что даст обратный эффект. Повысятся издержки для предпринимателей в виде затрат на цифровизацию, отчетность, оборудование. Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса.
План обеливания сконцентрирован на отраслях с традиционно высокой долей нелегальных операций. Успех всей инициативы зависит от сбалансированности мер. Ключевые риски — это административное давление, способное не обелить, а вызвать многочисленные банкротства.
Таким образом, инициатива по обелению экономики это масштабный, но непростой замысел, не только фискальная задача, но и сложный баланс между усилением контроля, стимулированием легализации и поддержкой деловой активности. Достижение цели в триллион рублей для бюджета будет зависеть не столько от жесткости правил, сколько от их разумности и способности государства выстроить диалог с предпринимательским сообществом.