«Наша страна с 17 миллионами квадратных километров не может жить без малой авиации...»
Олег Смирнов
Перед новым годом Банк России выложил на своем сайте статистический документ «Международная инвестиционная позиция Российской Федерации» со свежими цифрами на 1 октября 2025 года (обновление документа происходит на ежеквартальной основе). Документ состоит из двух основных частей: 1) «Активы»; 2) «Обязательства».
Первая часть представляет собой величину зарубежных активов, сформировавшихся в результате вывоза капитала из Российской Федерации в другие страны и юрисдикции (на определенную дату).
Вторая часть — величина активов нерезидентов в Российской Федерации, сформировавшихся в результате ввоза капитала из других стран и юрисдикций (на определенную дату).
Также в документе есть показатель «Чистая международная инвестиционная позиция» (ЧМИП), представляющая собой разницу между «Активами» и «Обязательствами».
Профессор Катасонов: Сломанный «компас экономики» завел корабль ВВП на скалы
Иллюзии, навеянные Росстатом, быстро проходят, если смотреть на цифры без розовых очков
Сразу отмечу, что за все годы статистического наблюдения у России показатель ЧМИП был с очень большим плюсом, т.е. зарубежные активы России намного превышали (и продолжаю превышать) активы нерезидентов в России.
Для России такая раскладка, мягко выражаясь, не очень комфортна. Ведь если Запад начнет массово «морозить» и конфисковывать российские активы за рубежом, то нам придется тоже самое делать в отношении иностранных активов в российской экономике.
Но мы симметричного ответа дать не сможем, поскольку для этого нужна симметричная международная инвестиционная позиция (МИП). А у нас она сильно «перекошенная» в пользу активов. Чистая международная инвестиционная позиция с большим «плюсом» является проявлением такого «перекоса».
Когда в 2014 году в связи с возвращением Крыма в состав России Запад стал вводить санкции против нашей страны, я стал активно призывать к тому, чтобы ликвидировать «перекос» в МИП России. (См.: Валентин Катасонов. Экономическая война против России и сталинская индустриализация (М.: Алгоритм, 2014).
Увы, в последующие годы «перекос» не исчез, а еще более усилился. Так, если на 1 января 2014 года ЧМИП равнялась 131,7 млрд долларов, то на 1 января 2015 года она более чем удвоилась и составила 313,2 млрд долл. А на 1 января 2022 года (т.е. накануне СВО) она уже равнялась 486,6 млрд долл. Если бы мы серьезно готовились к СВО, то должны были бы довести ЧМИП как минимум до нулевого значения. А лучше до отрицательного. Этого не было сделано. А потому после начала СВО произошло вполне ожидаемое действия со стороны коллективного Запада. Он заморозил значительную часть наших активов — ту часть, которая называется «валютные резервы Российской Федерации» (или «валютные активы Банка России»). Примерно на сумму 300 млрд долларов.
А потом потихоньку продолжил «морозить» и другие зарубежные активы России (российских юридических и физических лиц). По данным иностранных источников, примерно на 150 млрд долларов (хотя цифры очень примерные и, скорее всего, неполные).
А как поменялась МИП после начала СВО? Начну с обязательств. Иностранные активы в российской экономике за период с 1 января 2022 г. по 1 октября 2025 г. уменьшились с 1.172,9 млрд до 661,9 млрд долл. На 511 миллиардов долларов, или на 43,6%! И это при многочисленных заявлениях наших чиновников, что иностранные активы в российской экономике на время СВО и экономических санкций против России блокируются, что им закрывается выход из России. А получаемые иностранным капиталом доходы аккумулируются на специальных счетах. Получается, что выход для иностранных инвесторов сохранен.
Еще интереснее картина с активами. За период с 1 января 2022 г. по 1 октября 2025 г. они даже приросли: с 1.659,5 млрд до 1.720,9 млрд долларов. На 61,4 млрд долл., или на 3,7%. Получается, что СВО шла и продолжается, но вывоз капитала из России продолжается! Диво дивное! А как же риски заморозок и конфискаций?
В свежих цифрах МИП (на 1 октября 2025 года) я обнаружил сразу два рекордных значения.
Во-первых, это рекордная величина зарубежных активов (более 1,7 трлн долларов).
Во-вторых, впервые значение ЧМИП перевалило за один триллион долларов! Если быть точным, то на 1 октября 2025 года превышение активов над обязательствами равнялось 1.058,9 млрд долларов.
Между прочим, по сравнению с 1 января 2022 года величина ЧМИП увеличилась в 2,2 раза! И это во время необъявленной войны Запада с Россией! Такое ощущение, что мы специально стремились «подставиться» под санкционные удары Запада.
На самом деле в противостоянии с Западом мы «подставились» даже не на триллион долларов, а на гораздо большую сумму. Потому что величина активов (накопленных за рубежом российских инвестиций) намного больше той цифры, которая обозначена в официальном документе «МИП».
Российские власти могут достаточно точно сказать, какова величина лишь той части активов, которая называется «Резервные активы» (другое название «Международные резервы РФ»). На 1 октября они составили 713,3 млрд долл. (из них, напомню, более 300 млрд долл. приходится на замороженные активы).
Остальная часть активов составила триллион долларов (точно: 1.007,5 млрд долл.). Это накопленные за рубежом инвестиции российских компаний и иных российских юридических и физических лиц. Но, как полагаю, один триллион долларов — только верхняя часть айсберга. Большая часть вывозимого из России частного капитала в официальную статистику не попадает.
Во-первых, за кадром оказывается вывоз капитала, осуществляемый контрабандным путем. По контрабандным каналам вывозятся сырье и другие товары. Выручка от такой контрабанды в Россию не возвращается, увеличивая неофициальные активы российского происхождения за рубежом. Согласно экспертным оценкам, по контрабандным тропам из России вывозится товаров на сумму не менее половины величины официального экспорта.
Во-вторых, значительная часть товаров, вывозимых по легальным каналам и учитываемых таможенной статистикой России, декларируются по заниженным ценам.
«Бандитский демпинг»: Россию грабят на триллионы долларов. И делают это не враги
Профессор Катасонов вскрывает схему нелегального вывоза капитала за рубеж
Я об этом писал в своей статье «Бандитский демпинг»: Россию грабят на триллионы долларов. И делают это не враги".
Так что зарубежные активы российских частных инвесторов измеряются не одним, а несколькими триллионами долларов. Эти активы лишь условно можно назвать «российскими», поскольку большая их часть немедленно попадает под контроль Запада. Поизучайте истории некоторых российских олигархов, чтобы понять, что конечными бенефициарами легального и нелегального вывоза капитала являются не российские олигархи, а те, кто когда-то (еще в годы чубайсовской приватизации) назначил этих олигархов «управляющими» предприятиями и прочими реальными активами в российской экономике.
Российские зарубежные активы самого разного происхождения и профиля неизбежно будут переходить (и уже переходят) под контроль Запада. Иногда незаметно, а иногда посредством прямой экспроприации. Вариантов такого перехода и способов экспроприации много.
Возьму самый свежий пример — события в Венесуэле, связанные с похищением американцами президента страны Николаса Мадуро и его жены. Очевидно, что США постараются поставить под свой эффективный контроль управление этой латиноамериканской страной. Такое управление, при котором в Венесуэле и духа России быть не должно.
А ведь Россия вложилась в Венесуэлу неслабо. Причем инвестиции в эту латиноамериканскую страну осуществляло преимущественно российское государство (учитывая особую военно-политическую значимость страны). «Роснефть» в первой половине прошлого десятилетия вложила около 9 млрд долларов в проекты в Венесуэле. В 2020-м году, по данным РИА «Новости», инвестиции Роснефти в Венесуэлу достигли уже 14 млрд долларов.
Вот какую подборку цифр по нашим вложениям в Венесуэлу нашел в телеграм-канале «Честные новости»: «…в 2025 году компании из РФ продлили совместные нефтяные проекты до 2041 года. Речь про инвестиционные суммы в размере около 620 млн долларов…
Также не стоит забывать, что режим Мадуро должен России около 3−3,5 млрд долларов. Это бонусом к 17 млрд, которые РФ инвестировала в Венесуэлу. Все эти деньги, вероятно, сгорят, если Трамп снесет Мадуро. Пострадает и наш ВПК. Около 4−5 млрд долларов Москва выделила Каракасу для закупок российского вооружения"
А вот цифры с сайта «Царьград»: «По подсчётам Reuters, с 2006 по 2017 годы Россия выделила 17 млрд долларов, которые шли и правительству, и нефтяной компании PDVSA. Кроме того, деньги получал и предыдущий президент Венесуэлы Уго Чавес. Также известно, что в 2017 году Каракас договорился с Москвой об отсрочке платежей на 10 лет».
Профессор Катасонов: Пора взглянуть правде в глаза — у российской безработицы фальшивые цифры
Повод для гордости наших чиновников мгновенно рушится, если к нему внимательно присмотреться
Не буду читателя перегружать цифрами из разных источников. По моим оценкам, на начало 2026 года различные российские активы в Венесуэле составили не менее 25 млрд долларов. По отношению к суммарной величине зарубежных активов (кроме международных резервов) РФ — примерно 2,5%. Вкладывались на протяжении по крайней мере двух десятилетий, а теперь все коту под хвост! Уж если вкладываться, то надо уметь защищать свои активы!
А ведь кроме Венесуэлы под ударом российские зарубежные активы находятся и в других, вроде бы «дружественных» странах. Так, уже в 2024 году российские инвестиции в газовую промышленность Ирана достигли 8 млрд долларов.
А ведь Вашингтон уже в первых числах нового года заявил, что может вмешаться во внутренние дела Ирана для того, чтобы «навести порядок» (в связи с начавшимися волнениями). Понятно, что США хотят поставить под полный контроль эту ближневосточную страну. И наши инвестиции там также будут коту под хвост.
Большие деньги, которые Россия вкладывает в «дружественные» страны, вообще назвать инвестициями нельзя. Это так называемая «безвозмездная помощь, которая, конечно же, в международной инвестиционной позиции России отражения не находит. Так, нас в прошлом году полностью и окончательно выдавили из Сирии, которая считалась «очень дружественной» страной. На укрепление наших двух военных баз и на военную помощь Асаду были истрачены миллиарды долларов. И опять же все коту под хвост.
Если мы теряем активы в «дружественных» странах, то, тем более, мы их потеряем (и уже отчасти потеряли) в тех странах, которые называем «недружественными». А ведь на них приходится более 90% всех зарубежных активов России (кроме международных резервов).
Судя по данным статистического отчета «Международная инвестиционная позиция Российской Федерации», мы с Западом не воюем, а играем в поддавки.