«Иного языка, чем сила, в США не понимают…»
Николай Платошкин

Документ, в котором недавно Соединённые Штаты отмечают Россию как «враждебное государство» в контексте санкций против Кубы, мало кого удивляет. Кто бы сомневался?
Надеяться на то, что все признаки о якобы наметившемся сближении позиций двух ядерных держав содействуют укреплению двустороннего диалога между странами, по меньшей мерке наивно. Штаты с первых же дней Нового года в плане разрушения наметившегося было после встречи лидеров на Аляске потепления в отношениях включили задний ход.
Взять хотя бы документ, опубликованный Военным ведомством США под далеко не мирным названием «Стратегия национальной обороны 2026».
Дежурно отметив в нем, что российская военная угроза в первую очередь сосредоточена на Восточной Европе, и что она также обладает крупнейшим в мире ядерным арсеналом, продолжая его модернизировать и диверсифицировать, авторы документа на этом не остановились.
Максим Шевченко: Американцы не успели нанести удар по Ирану, а теперь поезд ушёл
«Трамп не будет препятствовать укреплению позиций Путина в Заливе»
Вывод таков: «подводными, космическими и кибернетическими возможностями она может это использовать против территории США. В свете этого Департамент обеспечит готовность вооруженных сил США к защите от российских угроз для территории США. Министерство также продолжит играть жизненно важную роль в самой НАТО, даже если мы будем корректировать расстановку сил и деятельность США на европейском театре военных действий таким образом, чтобы лучше учитывать российскую угрозу американским интересам, а также собственные возможности наших союзников».
— Для нас это далеко не новость, — замечает Почётный председатель Совета Международного общественного движения «Аэронавигация без границ», экс-начальник Главного управления воздушным движением СССР, полковник в отставке Валерий Шелковников.
— Еще более двух лет назад ветераны Аэронавигации, начали по этому поводу бить в колокола. Проанализировав учения НАТО в 2023 году в Русском секторе Арктики в районах архипелагов Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля, выступили со статьей под заголовком «Готовы ли мы защитить русскую Арктику и Северный морской путь?»
Озаботили мы этой злободневной темой и наши законодательные и исполнительные органы власти, на которые возложена забота о национальной безопасности страны. 22 октября 2024 года вдобавок отправили Открытое письмо в Государственную комиссию по проблемам Арктики, той самой, которая особенно в последнее время стала лакомым куском не только для США, но и других членов НАТО.
«СП»: И что вам ответили?
— Реакции не последовало — тишина полная! Теперь, по-видимому, ждем, когда жареный петух клюнет. А все дело в том, что после 2022 года Арктика вновь очутилась в фокусе военного планирования.
Среди всех приарктических государств Россия осталась единственной страной, не входящей в НАТО, что радикально изменило баланс сил в регионе. Усилилась милитаризация, началось восстановление и модернизация ранее законсервированных военных объектов, возросла интенсивность учений.
Вот и вступление Финляндии в НАТО уже привело к появлению протяжённой линии соприкосновения и необходимости развёртывания дополнительной инфраструктуры.
Милитаризация Арктики — не новое явление, а во многом возврат к логике холодной войны, когда регион рассматривался как кратчайшее направление для применения стратегических вооружений.
«СП»: Чем вы можете объяснить столь непонятную реакцию наших властей на ваши обращения? Разве угроза вытеснения России на обочину владения арктической зоны не очевидна?
— Я лишь выражу сожаление, что игнорируется не только наше ветеранское беспокойство по этому поводу (к этому мы уже стали привыкать), но и реализация Указа Президента РФ
А в этом документе, между прочим, в числе многих, требующих кардинальных усилий в Арктике, есть и такая оценка президента: «низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, в том числе предназначенной для функционирования малой авиации и осуществления круглогодичных авиаперевозок по доступным ценам, высокая стоимость создания объектов такой инфраструктуры».
«СП»: Об отсутствии там необходимого уровня авиационного обслуживания разговор введется давно, но движения нет. И напоминаете вы властям об этом не впервой…
— Для меня Арктика — не просто часть великой страны, а, можно сказать, школьная парта, ведь здесь начиналась моя профессиональная биография в области управления воздушным движением на аэродромах Полярной авиации — Мыс Косистый, Хатанга, на ледовых аэродромах.
Как же все тогда радовало глаз! Не прошло и двух десятилетий после окончания самой разрушительной для нашей страны войны, а уже в 1965 году ежедневно из Москвы летали великолепные дальнемагистральные четырехдвигательные турбовинтовые Ил-18, перевозившие пассажиров по аэродромам арктических поселков, как принято сейчас громко называть, форпостам: Амдерма, Хатанга, Тикси, Чокурдах, Кресты Колымские (Черский), Певек, Мыс Шмидта, Анадырь.
Надежные двухдвигательные Ил-14 доставляли пассажиров и грузы в небольшие поселки — Диксон, Мыс Каменный, Мыс Косистый, Бухта Провидения
А имеющий огромное стратегическое значение аэропорт Хатанги с великолепным континентальным климатом вообще работал круглосуточно. Ежегодно проводились военные учения дальней и истребительной авиации с посадками на перечисленных аэродромах и островах Северного Ледовитого океана.
Также ежегодно научно-исследовательские экспедиции Академии наук «Северный полюс» и «Север» для обеспечения проводки подводных лодок дрейфовали на льдинах в Северном Ледовитом океане.
«Калининград — это Литва, а Иммануил Кант вообще жмудь». Разве ж кто рискнет возразить Вильнюсу?
Кенигсберг, Крулевец и даже Караляучюс… На что претендуют шавки НАТО
На островах Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Нагурская, Визе, Средний, Новосибирские острова, Врангель находились полки ПВО для обеспечения многоуровневой защиты от противника. Шла холодная война. Жизнь в Арктике кипела, и определяющую роль играла авиация!
А что мы видим сегодня? Тот же аэропорт Хатанга работает лишь по регламенту, в субботу же и в воскресение аэродром закрыт. Нет уже легендарных, лучших в мире дальнемагистральных турбовинтовых Ил-18, перевозивших по 110 пассажиров. Сейчас, чтобы добраться до Хатанги, надо лететь в Красноярск и ждать самолета почти неделю!
Постепенно закрываются другие аэропорты, исчезают с карты страны целые населенные пункты, поскольку люди не могут мириться с отсутствием возможности, предоставленной им конституцией на передвижение по стране. Списывается в утиль старая летающая техника, а сроки создания новой, способной нормально здесь летать в ближайшее время — в туманной перспективе.
Сколько лет наш авиапром собирается изобрести велосипед — замену трудяге Ан-2, одному богу известно. А ведь уже есть ему замена, которую никак не хотят замечать в ОАК — самолет «Русская Арктика», прошедший все необходимые испытания, но на то, чтобы он вошел в серию, у государства почему-то денег нет.
Великолепный неприхотливый самолет, созданный для Арктики, с большими колесами садящийся на галечные косы Северного Ледовитого океана, дрейфующий лед и ледяные купола архипелагов, снискавший авторитет народов Севера. Как было отмечено на не столь давнем совещании ИКАО в Казахстане, самолет «Русская Арктика» создан для выполнения обязательств Российской Федерации в Арктической зоне ответственности.
В том числе для выполнения Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства. Зато находятся средства для изобретателей и «не знамо откуда взявшихся конструкторов летательных аппаратов», как правильно однажды выразился мой коллега Виктор Горлов, слабо знающих, где у самолета хвост.
А Почетный аэронавигатор, Заслуженный пилот Олег Смирнов высказался про самолет «Байкал» еще круче: «Дурилка с крыльями. „Байкал“ не мог умереть — потому что он изначально родился мертвым!» Врать, вводить в заблуждение и бесконечно просить бюджетные деньги — это, к сожалению, система в современном авиастроении.
Что делать в сложившейся катастрофической ситуации, как вернуть гражданскую авиацию для восстановления элементарной жизнедеятельности населения в Арктической зоне РФ и в труднодоступных регионах Сибири и Дальнего Востока" - вопрос национальной безопасности.
Вы думаете о наших, прямо скажем, годами не решаемых проблемах за океаном не знают? Еще как знают! Потому и разработали свою «стратегию». И станут ее не в пример нам реализовывать очень быстро. И решительно. Чем мы ответим, покажет время — но отвечать точно придется. И лучше с этим не тянуть.