Международные экономисты из Bank of America и МВФ уже советовали российским властям остановить рост зарплат в экономике, пока она не «перегрелась». Теперь за это дело взялись отечественные эксперты из Центра развития НИУ Высшей школы экономики — Валерий Миронов и Дарья Авдеева. Они обещают России в ближайшей перспективе глубокий социальный кризис в случае, если зарплаты будут расти теми «катастрофическими темпами», что и в этом году.
Дескать, это повысит издержки предпринимателей и сделает российскую экономику неконкурентоспособной, а расплачиваться придется всем. Вариантов останется всего два. В лучшем случае — внутренняя девальвация рубля. В худшем — для спасения экономики властям придется предпринимать то же самое, что сейчас заставляют делать Грецию. Просто резать зарплаты населению в номинальном выражении. Но всем известно, что снижение номинальных заработных плат чревато социальными конфликтами, по сравнению с которыми нынешние противостояния власти и оппозиции покажутся цветочками.
О том, насколько реально нам грозит судьба Греции, «СП» спросила у старшего аналитика ИК «Риком-Траст» Владислава Жуковского.
— Ситуации в Греции и России имеют некоторые общие черты. Но российская экономика сильно отличается. И сравнивать ее с Грецией неправильно. На фоне угасания деловой, производственной и инвестиционной активности в России, ни о каком «перегреве» и речи быть не может. За последние три с половиной года российская экономика, по сути дела, уже скатилась в рецессию. В марте — апреле текущего года Росстат и Минэкономразвития впервые зафиксировали снижение ВВП России и промышленного роста, и такая же ситуация продолжилась в июне. Так что здесь, скорее, можно говорить об обратном.
«СП»: — Значит, зарплаты можно смело повышать?
— Что касается заработных плат. Начиная с 2000 года, согласно данным Росстата, они выросли в 10−11 раз. Казалось бы, этому можно порадоваться. Однако согласно данным того же Росстата, за эти годы тарифы на услуги ЖКХ, на транспортные перевозки, газ и электроэнергию выросли в 13−15 раз. Но это официальные данные. По оценкам независимых экспертов, тарифы подскочили в 15−25 раз. Поэтому весь рост зарплат населения целиком перешел в карманы естественных монополистов, и народу даже пришлось «приплатить». В итоге, речь идет не о реальном росте заработных плат населения, а об элементарном перекладывании денег, в том числе и бюджетных, в карманы госмонополистов. Именно благодаря этому сегодня «Газпром», РЖД и прочие могут рапортовать о рекордных прибылях.
«СП»: — Выходит, никаких избыточных зарплат наши граждане не получали?
— Конечно, принимая во внимание тот факт, что в настоящий момент только по официальным данным Росстата более 11% населения России имеют трудовые доходы ниже даже искусственно заниженного в 2,5 раза прожиточного минимума, — в 6,2 тыс. рублей. К тому же реальный уровень безработицы в разы превышает ее официальную «политкорректную» оценку и достигает 17,5%. А с учетом простоев на производстве, неполной трудовой занятости и неоплачиваемых отпусков, безработица и вовсе зашкаливает за 20%. И в этом смысле ситуация в России вполне сопоставима с дефолтной Грецией. Однако даже этот мизерный уровень доходов, в принципе не позволяющий даже элементарно выжить в условиях перманентно дорожающего на 10−15% продовольствия и ценового шантажа монополий и ЖКХ, не гарантируется нынешними властями.
«СП»: — Как? У нас ведь официально существует минимальный размер оплаты труда.
— По итогам четвертого квартала 2011 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) оказался ниже величины прожиточного минимума на 31,3% и едва дотянул до 4611 рублей. А ведь нужно отдавать себе отчет в том, что от показателя МРОТ зависит величина целого ряда социально значимых показателей, начиная от размера поддержки многодетных семей и пенсионеров, и заканчивая заработной платой бюджетников и социальными пособиями. И не стоит удивляться, что у нас доходы бюджетников на 15−30% ниже средней заработной платы по России. Тогда как в сфере финансовых спекуляций они зашкаливают за 260%. А в добывающих секторах и нефтепереработке составляют более 210%.
«СП»: — Однако доля бедного населения в России по статистике неуклонно снижается?
— Росстат в очередной раз удивил экспертов, когда в разгар предвыборного сезона совершенно неожиданным образом по итогам 2011 года умудрился за счет статистических манипуляций добиться снижения численности населения, находящегося за чертой бедности — с 22,9 до 13,7 млн человек. Или с 16,1% до 9,7%. При этом совершенно удивительным оказался сам повод, позволивший статистическому ведомству отчитаться об улучшении ситуации с бедностью. Эксперты Росстата просто взяли и понизили величину прожиточного минимума на 4% - с 6473 до 6209 рублей. При этом никто из правительственных чиновников и экспертов Росстата в принципе не смог объяснить, каким образом могло произойти снижение стоимости жизни в России. В условиях, когда даже по официальной статистике потребительские цены за аналогичный период выросли на 6,1%, продовольствие подорожало на 10%, цены производителей подскочили на 12%, а тарифы естественных монополий выросли на 18%.
«СП»: — Но ситуация с доходами населения ведь все-таки улучшается?
— Напомним, что на протяжении 10 месяцев 2011 года реальные располагаемые доходы населения снижались на 0,5−1,5%. И лишь накануне выборов, благодаря вливанию 2,5 трлн бюджетных рублей, выросли на 0,8%. Выходит, вместо того, чтобы создавать рабочие места в несырьевых секторах экономики, стимулировать предпринимательскую деятельность и ограничить ценовой беспредел монополий, власти занимаются статистическими манипуляциями и приукрашиванием действительности.
«СП»: — Так сколько все-таки в России бедного населения, которому предлагается не поднимать зарплаты?
— В действительности показатель уровня бедности превышает официальную «политкорректную» версию Росстата в 3−5 раз. Дело в том, что только по официальным данным Росстата более 55% населения имеют трудовые доходы ниже 15 тыс. рублей. Да, с формальной точки зрения это превышает официальный прожиточный минимум в 6,2 тыс. рублей. Но, во-первых, 11% работников не получают даже этого минимума. А, во-вторых, чисто теоретически нельзя даже элементарно выжить на эту искусственно заниженную величину прожиточного минимума. С учетом повсеместных коррупционных поборов, скрытой приватизации бюджетной сферы, безудержного роста тарифов естественных монополий и транспорта, а также роста платности услуг медицины, образования, социальной помощи и так далее, даже этих 15 тыс. рублей в принципе недостаточно для нормального воспроизводства населения и развития человеческого потенциала.
Можно смело согласиться с результатами исследования Института социологии РАН, согласно которым порядка 60% населения России по структуре потребительской корзины и количеству потребляемых благ либо являются бедными, либо находятся за чертой бедности. И все это происходит несмотря на колоссальный приток нефтедолларов в Россию, превысивший за период с начала 2000 года отметку в 3,1 трлн долларов.
«СП»: — Получается, что повышать зарплаты нашему нищему населению не только можно, но даже нужно?
— Особенно если посмотреть на такой макроэкономический показатель, как доля заработной платы в ВВП страны. В России, несмотря на одиннадцать лет роста, доля зарплат в ВВП не превышает 55%. Тогда как в развитых странах, таких как США и Япония, этот показатель достигает 75% и выше. Так что в России колоссальная недоплата работающему населению. К тому же, если посмотреть затраты российских предприятий на оплату труда, то даже в крупнейших сырьевых компаниях, таких как «Газпром», они не превышают 20−25% от стоимости произведенной продукции.
Фото: Дмитрий Салтыковский/Коммерсантъ