Заместитель министра образования и науки Александр Климов заявил в Архангельске, что общее число государственных вузов в России необходимо сократить на 20−30 процентов. Сегодня в стране насчитывается около 1600 государственных вузов и филиалов. По мнению чиновника, «значительная их часть осуществляет подготовку ненадлежащего уровня». Поэтому к 2013 году будет проведен анализ, какие именно учебные заведения и каким способом следует сократить: либо полностью ликвидировать, либо присоединить слабые вузы к более сильным.
Однако за этой заботливой риторикой угадывается материальная озабоченность. Совсем недавно Минфин сформулировал задачу: срезать расходы казны одновременно по нескольким направлениям. А все потому, что на редкость щедрые обещания Владимира Путина избирателям накануне минувших президентских выборов наложили на федеральный бюджет непосильное бремя.
К 10 августа этого года Министерство финансов заявило о намерении сократить расходы на образование на 7%. Что, с учетом инфляции, означает сокращение финансирования на 19,8%. По подсчетам Высшей школы экономики, вместо запланированных 4,1% ВВП на образовательные цели, государство сможет тратить не более 3,9% ежегодно. Минфин опубликовал «Основные направления бюджетной политики на 2013−2015 годы»: расходы федерального бюджета на образование уменьшатся с 615 миллиардов рублей в 2012 году до 573 миллиардов рублей в 2015 году.
После этого глава Министерства образования и науки России Дмитрий Ливанов заявил, что план оптимизации сети государственных вузов будет представлен к марту будущего года. По его словам, сегодня в России вдвое больше вузов, чем было во всем СССР, однако «качество обучения в большинстве филиалов не соответствует потребностям экономики». Кроме того, министр отметил, что на формирование единого реестра дипломов о высшем образовании понадобится до полутора лет. Таким образом, направить запросы в государственную базу данных с целью установить подлинность дипломов о высшем образовании работодатели смогут не ранее 2014 года. До тех пор незаконный «бизнес» по продаже дипломов может существовать безбоязненно — спрос гарантирован.
По мнению эксперта Всероссийского фонда «Образование» Олега Леонидовича Сергеева, урезание бюджета вузов не позволит внедрить образовательные стандарты нового поколения, а также модернизировать учебные заведения.
«СП»: — Во времена Фурсенко было принято обосновывать сокращение финансирования тем, что у нас число выпускников школ примерно равняется количеству мест в вузах. Это так?
— По официальным данным, в этом году в стране стали студентами более 330 тысяч человек. На самом деле мест в вузах, с учетом негосударственных образовательных заведений, даже немного больше. И это неудивительно, ведь в России сегодня более 3 тысяч вузов.
Конечно, это демографическое падение можно было предвидеть заранее, лет за 15. Но может получиться так, как это было в СССР, когда чиновники решили сократить места в вузах по демографическим причинам. Сегодня та же история в некоторых местах и с детскими садами. Но ведь пройдет пять лет, появятся снова люди соответствующего возраста. И окажется, что нет ни учреждений, ни помещений, ни преподавательского состава для них.
«СП»: — Тем не менее получается, что число мест все-таки избыточно?
— Формально так. Но смысл реформирования высшей школы не в том, чтобы «порезать» студенческие места, а в том, чтобы повысить качество обучения. Реальные проблемы есть с вузами-фантомами, которые, имея государственную лицензию, фактически попросту продают «корочки». Но в этот сектор Министерство не лезет. Оно не может там места регулировать. Поэтому решает бюджетные проблемы за счет государственных вузов. А ведь они исторически сложились по регионам, по точкам роста производства. И должны обслуживать его кадровые потребности. Но у нас разорвана вся цепочка: школа-университет-производство. Их планы пишутся независимо друг от друга. К тому же — людьми, которые не представляют реалий обучения и работы в другом звене этой цепи. Нет комплексного подхода.
А Минфин фактически диктует остальным министерствам правила жизни. Формальное исполнение его финансовых требований только губит высшую школу.
«СП»: — Помешает ли сокращение финансирования внедрить новые образовательные стандарты, модернизировать вузы?
— Посмотрите на недавно введенные стандарты для старших классов школы. Они повводили необходимые для изучения категорийные понятия, даже не открыв толковый словарь и не осведомившись значением этих терминов. Точно также введенные квалификационные характеристики для производств, написанные профессорами вузов, очень далеки от реального производства. С высшей школой реформаторство точно идет не в ту сторону. Я думаю, кто-то сверху остановит этот зуд. Знаете, Наполеон в свое время уволил с поста министров знаменитого математика Лапласа с формулировкой: «За применение теории бесконечно малых величин в политической сфере». У нас и Фурсенко, и Ливанов по образованию специалисты в физике твердого тела. И оба не понимают, что делают с высшей школой. Такие абсолютно твердые тела в политике.
— Еще никогда ранее по высшей школе в нашей стране не наносился такой страшный удар, — заявил «СП» ректор Российского государственного торгово-экономического университета Сергей Бабурин.
«СП»: — Сергей Николаевич, как вы относитесь к предложению Министерства образования и науки?
— Я был 1 августа на совещании у министра в числе двенадцати приглашенных ректоров крупнейших сетевых вузов страны. Министр нам в лоб сказал: я принял решение — за год надо сократить на 50% ваши филиалы. Кто не сократит — уволю. При этом нам не объяснили критерии сокращения вузов. Ведь гораздо больше проблем у негосударственных учреждений, хотя в них учится менее половины студентов. Попросту министерство решает задачу урезать финансирование.
Вот у меня из 26 филиалов 16 были организованы в 1940−50-е годы. Какова причина их сокращения? При этом ведь только 20% денег мы получаем из госбюджета, остальное зарабатываем сами. У нас более 80 тысяч студентов, почти втрое больше, чем в МГУ. Сократить филиал — это 2−4 тысячи студентов, это разорванные связи учебных курсов между филиалами, обмен преподавателями, колоссальный опыт. А нам это приказывают попросту ликвидировать!
«СП»: — Что произойдет в результате сокращения?
— Этим летом Министерство образования и науки уже после набора студентов ввело правило: те вузы, у кого есть хотя бы один студент на бюджетном отделении, обязаны брать за обучение не менее 60 200 рублей со студента в год. Вузы попытались задним числом, после набора студентов, отказаться от этих бюджетных мест, но им не позволили. В результате те, кто выполнил этот приказ, очень сильно потеряли в наборе студентов. Вот у нас, например, плата за обучение была значительно ниже. Те, кто ослушался, могут налететь на серьезные наказания. Посмотрим, что будет. У нас в вузе только 14,5 тысяч студентов в Москве, а более 65 тысяч — в регионах. Им такие платежи вообще не по карману. Мне не дали никаких объяснений: откуда взялся такой тариф? А где рынок? Ведь в Москве профессор получает зарплату в два раза больше, чем на периферии. А студент должен платить одинаково. Результат: сокращение мест будет идти за счет обездоленных слоев.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Плотников