Премьер подписал распоряжение о новых методиках расчета максимального размера платы за проезд по платным автодорогам, который позволит не ограничивать цену полутора рублями, как сейчас. Скоро документ будет отправлен в Госдуму. По замыслу премьера, это должно привлечь инвесторов вкладываться в строительство дорог, и обеспечить автомагистралями все города и веси России.
По существующему законодательству, если платными становятся дороги, проходящие «в местах исторического проживания людей», то есть, фактически во всех российских городах и поселках, то «для снятия социальной напряженности», при установлении максимального размера оплаты нужно учитывать «социальный подход». И размер оплаты за проезд по такой дороге, рассчитанный с учетом этого самого «социального подхода», может быть не больше 1,5 рубля.
Однако, как считает премьер Медведев, такая цена не может обеспечить необходимый уровень доходов частному инвестору, позволяющий возместить средства, вложенные в строительство и эксплуатацию дороги в соответствии с концессионным соглашением. В результате у государства могут возникнуть трудности в привлечении частного капитала для создания и эксплуатации дорожной инфраструктуры.
Стоит пояснить, что сегодня большинство платных дорог в России строятся за счет государства, и их строительством занимается госкомпания «Автодор». Но она собирается привлекать к этому делу частных инвесторов. Однако, как говорят в «Автодоре», затраты инвесторов не будут окупаться, если взимать с водителей всего лишь 1,5 рубля за километр, поэтому возникнут трудности с их привлечением.
Сейчас проектов концессии всего два: строящийся 18-километровый участок объездной дороги вокруг Одинцово в Московской области, и новый участок трассы Москва — Санкт-Петербург, который возводится совместно с французскими инвесторами. Одинцовская дорога находится явно «в местах исторического проживания», поэтому стоимость проезда по ней будет ограничена, если, конечно, не примут нового закона. Ну, а по платной трассе от Москвы до Питера стоимость проезда может составить 1,75 — 2,60 рубля за километр.
Отметим: в рамках заключенных концессионных контрактов из федерального бюджета прямо и косвенно покрывается почти половина инвестиционной стоимости проектов. Это означает, что россиянам придется дополнительно оплачивать за проезд по дорогам, которые построены на их же налоги, которые они платят в бюджет.
— Во-первых, платная дорога, сама по себе, противоречит сразу двум статьям Конституции России: статье 27, гарантирующей гражданам свободу передвижения, и статье 19, говорящей, что все равны перед законом, независимо от социального и материального положения, — комментирует «СП» вице-председатель «Движения автомобилистов России», адвокат Леонид Ольшанский. — Если у человека много денег, то сможет поехать по хорошей платной дороге, а если он врач, инженер, учитель и так далее, и денег у него немного, то должен ехать в обход по разбитой грунтовке?
Во-вторых, Медведев и Путин постоянно говорят о том, что главная цель нашего государства — это социальная справедливость. Но какая же это справедливость, если цена будет расти, и станет просто не по карману простому россиянину. Ведь совершенно очевидно, что она продолжит расти и дальше, в случае принятия новой методики расчета".
И все этот происходит на фоне того, что в стране растет социальное напряжение, поднимается оппозиция, а автомобилисты — это мощная сила. Только частных машин в России сегодня 40 млн. Люди будут сначала негодовать, затем — не платить, потом начнут ломать шлагбаумы и перекрывать дороги… По моему убеждению, платные автодороги — источник социального взрыва", — предупреждает эксперт.
«Теперь стоимость платных дорог может вырасти и до трех, и до пяти, и до десяти рублей за километр, учитывая, что затраты действительно большие. Точную цифру назвать сложно, скорее всего, она будет зависеть от региона и особенностей дорожного покрытия», — цитирует портал Finam гендиректора City Express Алексея Кичатова. По его мнению, повышение стоимости может привести к тому, что автолюбители вовсе откажутся там ездить, и по ним будут гонять только дальнобойщики и прочие «коммерсанты», у которых затраты на проезд окупаются. Автомобилисты предпочтут стоять в пробках. Но если власти окончательно запустят состояние бесплатных дорог, то люди будут просто вынуждены пользовать платными. А такого принуждения от наших командиров ожидать очень даже можно.
Космические дороги России
В конце прошедшего года Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) привело такие данные: около 40 тыс. российских населенных пунктов до сих пор не имеют доступа к дорогам с твердым покрытием. Россия оказалась в числе десяти стран с наихудшими дорогами в мире (136-е место среди 144 стран в рейтинге глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index за 2012−2013 годы). По оценке экспертов, подготовивших рейтинг, хуже, чем в России, дороги в лишь таких странах, как Украина, Габон, Гвинея, Монголия, Гаити и Молдова.
В прошлом году Генпрокуратура России, проверив качество дорожного покрытия, пришла к выводу, что каждое пятое ДТП в стране случается именно из-за плохих дорог. По данным ведомства, в России более 60% дорог регионального и местного значения не отвечают требованиям госстандартов, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реконструкции или ремонта. А в отдельных случаях разрушение муниципальных дорог представляет реальную «угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан».
И это не удивительно, ведь, по словам замруководителя Росавтодора Николая Быстрова, некоторые региональные трассы не видели ремонта чуть ли не с середины прошлого века. «В год мы ремонтируем чуть более 10% федеральных автодорог, то есть 1 км федеральных трасс ремонтируется в среднем раз в 10 лет, а каждый километр территориальных дорог — раз в 70 лет», — сообщил глава дорожного ведомства.
Одной из главных причин катастрофического состояния дорог в России принято считать отсутствие достаточного финансирования. По крайней мере, так любят говорить чиновники. Действительно, в начале 2000-х годов дорожная отрасль хронически недофинансировалась из бюджета, но сейчас ситуация резко изменилась. В последние годы бюджет Росавтодора скромным не назовешь.
Суммарный объем федерального и регионального дорожных фондов уже перевалил за триллион рублей. В прошлом году размер федерального дорожного фонда России составил более 391 млрд рублей, а в нынешнем он вырос до 450 млрд рублей. Для сравнения: на космические программы, включая развитие ГЛОНАСС и строительство космодромов, государство в 2013 году направит всего около 179 млрд рублей. Выходит, Россия тратит на ремонт и строительство автомобильных дорог почти в три раза больше, чем на космос. Так почему же российские дороги по-прежнему остаются самыми худшими в мире?
Потому что строить дороги в России очень дорого, утверждают чиновники Росавтодора, а применение евростандартов при проектировании и строительстве повышает их стоимость примерно на 15%. При этом чиновники оправдываются тем, что на российских дорогах наживаются вовсе не подрядчики, которых они нанимают, а смежные отрасли. К примеру, региональный рынок песка и щебня сильно монополизирован, и цены на нем запредельные. А может, причина дороговизны дорог все-таки в подрядчиках? Кто они?
В марте департамент строительства Москвы сообщил, что в 2011—2012 годах было «разыграно» 150 заказов на строительство дорог и мостов общей суммой в 182,4 млрд рублей. Газета «Ведомости» проанализировала подряды со стартовой ценой свыше 300 млн рублей, и выяснила, что половину заказов на общую сумму около 92 млрд рублей получили компании АРКС и «Мостотрест».
Компания АРКС до смены власти в Москве была подконтрольна отцу и сыну Владимиру и Александру Лавленцевым, первый из которых работал замруководителя тендерного комитета Москвы. Потом она стала терять заказы, пока в декабре 2011-го блокпакет АРКС не купил «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, давнего приятеля Владимира Путина. И вот результат: за последний год компания выиграла три конкурса правительства Москвы на реконструкцию Каширского, Дмитровского шоссе и Балаклавского проспекта на сумму свыше 37 млрд руб, пишет Forbes.
Второй лидер госзаказа — компания «Мостотрест», принадлежит Аркадию и Игорю Ротенбергам, тоже хорошим знакомцам нашего президента. Правда, на сей раз в число лидеров госзаказа не попал самый крупный в прошлом дорожный строитель — компания «Трансстрой» Олега Дерипаски. С 2011 года она участвовала во всех крупных конкурсах, но выиграла только один, правда, достаточно крупный — на реконструкцию Щелковского шоссе (9,42 млрд рублей).
Можно констатировать, что самыми крупными дорожными подрядчиками являются «друзья Путина». Так, может, секрет заключается в том, что деньги, выделяемые на строительство дорог из бюджета, уходят «по своим»? Не лучше ли правительству разобраться с этим, прежде чем строить платные дороги и поднимать цену за проезд?
Фото: ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Сергей Вдовин