Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
6 сентября 2013 17:16

Как бы триллион

Оптимизация госзакупок коррупцию не остановит

2260

С нового года начнет работать Федеральная контрактная система, которая позволит, как уверяет правительство, сэкономить до 1,2 трлн. рублей в год. Потратить слишком много чиновникам не позволят установленные лимиты. Однако опрошенные «СП» эксперты не верят в эффективность новой системы.

В минувший четверг премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил о том, что подписал постановление, согласно которому при заключении контракта на поставку для госнужд товаров на сумму 1 миллиард рублей и более, компания, участвующая в конкурсе, должна будет полностью раскрывать информацию о своих бенефициарах, об органах управления, руководителях, а также о соисполнителях и субподрядчиках. Для контрактов с администрациями регионов или муниципалитетами планка будет установлена на уровне 100 млн. рублей. В некоторых случаях правительство обещает проводить обязательное общественное обсуждение федеральных или региональных госконтрактов.

Кроме того, министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов пообещал в первом квартале будущего года разработать систему оценки министерств по качеству заключенных контрактов на поставку. По результатам 2014 года будут обнародованы результаты рейтинга министерств и ведомств.

Как подсчитали в правительстве, на повышении обоснованности закупок можно сэкономить до 500 миллиардов рублей. Снижение доли несостоявшихся торгов обещает еще 300, введение нормирования по основным видам закупок сэкономит до 170 миллиардов, и столько же сбережет увеличение конкуренции на торгах. Итого: приблизительно 1 триллион и 140 миллиардов рублей экономии ежегодно.

Однако, чтобы этого добиться, систему закупок следует радикально преобразовать. Как показывает последний опрос ВЦИОМ, только пятая часть россиян верит, что система госконтрактов работает совершенно прозрачно. «Двадцать процентов — не так и плохо. Я думал, будет хуже», — отреагировал на эту новость Дмитрий Медведев. Правда 45% специалистов по госзакупкам, свидетельствует этот же опрос, заявили, что почти все закупки являются коррумпированными

Сможет ли государство обуздать аппетиты своих чиновников? Или страну так и будут сотрясать истории о закупке ершиков для унитазов по 13 тысяч рублей за штуку (достижение госработников Санкт-Петербурга в 2008 году — авт.)?

— Главной проблемой российского бюджета, послужившей для правительства причиной перехода к режиму экономии, является отнюдь не низкий уровень цен на нефть, или колебание других внешнеконъюнктурных показателей. В целом стоимость основных экспортных товаров нашей страны сегодня высока, мы не можем жаловаться на какие бы то ни было объективные неблагоприятные факторы. Просто определенная часть федерального бюджета разворовывается вследствие коррупционных действий, и эта часть сегодня довольно велика. Конечно, у Кремля возникает желание значительно улучшить бюджетные показатели, сохранив казенные деньги от разворовывания. Но это не получится, — уверен политолог Станислав Белковский.

Не получится потому, продолжает эксперт, что сама система отношений построена таким образом, что вне коррупционных схем никто попросту ничего не будет делать. Ни один проект в рамках сегодняшнего политического устройства вообще не будет реализован без дополнительного стимулирования. Поэтому надо либо отказываться от госпроектов, либо принимать как неизбежность разворовывание части расходов. А госзакупки — это один из ключевых каналов, по которому утекают коррупционные деньги.

Сможет ли что-нибудь изменить система жалоб, которую могут ввести в рамках общественного контроля? Не думаю. Вот кандидат в мэры Москвы Навальный уже несколько лет докладывает о подобных случаях и механизмах казнокрадства при организации конкурсов по госзакупкам. Но разве хоть что-нибудь изменилось? Каждый год в конце лета Дмитрий Медведев поднимает эту тему. Он ставил задачу победить коррупцию в качестве президента страны, теперь нацеливает на это в качестве премьер-министра. И что изменилось?

Я изучил предложения по введению Федеральной контрактной системы и прекрасно вижу, что систему разворовывания на госзаказах она ничуть не изменит. В рамках сегодняшних аппаратных правил речь может идти лишь об изменении влияния тех или иных аппаратных кланов. Но сделать госзакупки прозрачными, сэкономить колоссальные средства в федеральном бюджете в рамках сегодняшнего политического устройства не удастся.

— Принципиальное отличие системы госзакупок в России от принятых в Евросоюзе схем состоит в том, что в западной Европе государство закупает у частных компаний товары либо по себестоимости, либо по цене себестоимость плюс минимальная прибыль. Таким образом, у компаний-производителей всегда есть стимул минимизировать издержки при производстве товаров по госконтрактам. Это касается всех вообще госпроектов с участием частных корпораций. Особенно разительно эта разница заметна в строительстве, — отмечает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. — В то же время в России в расценки по госконтрактам могут закладывать сколь угодно крупные суммы на прибыль. И в страховании, и в закупке товаров, и в строительстве зданий, и в дорожном строительстве.

При этом частные компании, получившие контракт, обязательно не укладываются в смету. В Германии или Бельгии это исключительно проблемы компании, которая заявила на конкурсе конкретную смету. Если она в нее не укладывается, то достраивает объект на свои деньги. Иначе и быть не может.

У нас же не приходит никому в голову использовать механизм судебного принуждения такой компании к исполнению контрактных обязательств, а в случае нецелевого расходования средств — возбудить уголовное дело. Как само собой разумеется, что подрядчик может выставлять бюджету многократные дополнительные платежки за перерасход казенных средств. Так происходит на строительстве дороги в райцентре, так происходит на мегастройках страны к Олимпиаде-2014 или к саммиту АТЭС на Дальнем Востоке.

«СП»: — Поможет ли переход к контрактной системе в будущем году сэкономить обещанные деньги?

— Потенциал для экономии на госзакупках огромен, поскольку коррупционные схемы проникли повсеместно. Я верю, что сегодня триллион и более рублей ежегодно уходит в чьи-то карманы, это реалистичная цифра. Но в результате планируемых изменений мы не увидим полноценную реорганизацию системы. Уменьшить расходы казны в этом направлении удастся лишь за счет сокращения перечня самих закупок. Но доля, уходящая на коррупционную составляющую по этим проектам, останется точно такой же, что и сегодня.

Если в рамках общественного контроля государство организует прием каких-то жалоб от населения или других частных компаний, то «стучать» на недобросовестных подрядчиков, конечно, будут с удовольствием. Только толку от этого вряд ли будет много. Попросту потому, что у нас в стране не существует независимой судебной системы. У нас в принципе нигде не работает местное самоуправление, есть лишь жесткое административное управление на фоне пассивности общественности. В случае попадания какой-либо информации в суд или в органы исполнительной власти, эта информация там и будет блокироваться. Иногда, довольно редко, какой-то эффект может быть при попадании вопиющей информации напрямую к крупным руководителям государства.

Поскольку сегодня государство проводит политику сокращения бюджетных расходов, в том числе, в социальной сфере, то расходы бюджета на госзакупки в целом неизбежно будут сокращены, и это даст экономию денег, которых сегодня почему-то так не хватает правительству. Поэтому в соответствии с иерархией своего влияния во властных структурах какие-то частные компании госзаказы потеряют. Но это не будет победой над коррупционными схемами. Те компании, что останутся в этой системе, так и будут извлекать сверхприбыли на госконтрактах.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня