
Столичные чиновники не первый раз заявляют о желании избавиться от сельскохозяйственных рынков. Правда, на масштабную зачистку власти решились только после событий на Матвеевском рынке и погрома в Бирюлево. Как стало известно, из 27 сельхозрынков сохранится только один — на пересечении Каширского шоссе с Ореховым бульваром на юге Москвы. Да и тот будет перенесен в капитальное строение.
Свято место, как известно, пусто не бывает. Что же появится на немалых «зачищенных» площадях? Чиновники, которые сейчас активно стараются спасти межнациональный мир в отдельно взятом мегаполисе, признались: на месте недорогих рынков появятся многоярусные парковки, культурные центры, транспортно-пересадочные узлы и торговые центры. Два таких торговых комплекса вроде как уже начали строить — на Локомотивном проезде и на 8-м километре МКАД.
— Сейчас, когда интенсивно развиваются сетевые магазины, рынки уходят на второй план и удержать их как бизнес гораздо труднее, — уточнил переселенческую и миротворческую идею глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.
Понятно, что ничего нового господин Немерюк не сообщил. Закрыть или перевести все сельхозрынки в капитальные строения требует нашумевший федеральный закон «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Он был принят аж в 2006 году и, разумеется, вызвал волну протестов предпринимателей и небогатых покупателей сельхозпродукции. В советское время овощи и фрукты на «колхозных» рынках покупали даже самые убежденные противники частной собственности. Выручали они горожан и в дни многочисленных постреформенных кризисов. Да что говорить: в той же Европе некапитальные рынки до сих пор встречаются повсюду. И тамошний народ доволен: продукты — натуральные, стоят дешевле, да и с теми, что продаются в супермаркетах, не сравнить. Правда, в глазах чиновников современной России это скорее минус, чем плюс. В отличие от торговых сетей, такие рынки трудно объединить в монополию. Да и цены они у торговых сетей перебивают, лишая «уважаемых людей» федерального уровня многомиллиардных сверхдоходов.
Сейчас, после событий в Бирюлево, идея заменить рынки торговыми сетями вряд ли встретит народное сопротивление. Благо, «антирыночные» настроения подогревают отчеты полиции. Теперь стражи порядка чуть ли не ежедневно рапортуют о задержании групп нелегалов из бывших советских республик, хотя раньше в упор их на рынках не замечали. Тем временем, эффект от ликвидации бывших колхозных рынков жители столицы почувствуют на своих карманах уже в следующем году. Да и мигрантов меньше не станет: спецпрограмм по трудоустройству сотрудников некапитальных рынков чиновниками не предусмотрено, и вообще неизвестно, кто будет торговать в новых торговых комплексах.
— Конечно, есть федеральный закон, который подразумевает, что в России останутся лишь стационарные рынки, — говорит координатор по розничной торговле Всероссийского движения «За честный рынок», МГО «ОПОРА России» Роман Жигульский. — Но исторически сложилось так, что рынок — это полукриминальная сфера, где весь оборот, как правило, — «серый». С одной стороны, их ликвидация позволит властям навести порядок с налогами и мигрантами, с другой — вдобавок ко всему поделить собственность, чтобы близкие к мэрии предприниматели получили очень хорошие участки для застройки. Не застраивать Москву торговыми комплексами надо, а сделать рынки цивилизованными, поставить там кассовые аппараты. И все проблемы будут решены.
Руководитель ФИЦ «Аналитика и безопасность» Руслан Мильченко замечает, что ликвидировать некапитальные сельхозрынки властей подтолкнули последние межэтнические конфликты.
— Власть понимает: фактически мы стоим на пороге гражданской войны, — отмечает Мильченко. — События в Бирюлево — не единичная ситуация: подобные случаи происходили и ранее, например, в 2012 году в Челябинской области
Да что говорить, в России каждый день происходят стычки националистов и выходцев с Северного Кавказа, Таджикистана и других республик. Все это — результаты работы западных спецслужб, исламистов из Хизб-ут-тахрира. Мы мало задумываемся над этим, а между тем эта информация, «собранная» силовиками по регионам, подтверждается. Поэтому любые ситуации межэтнического толка, подхватываются и искусственно подогреваются. И власти, чтобы сократить число конфликтных ситуаций, идут на уступки — и фактически убирают рынки. Конечно, вряд ли они закроются, скорее всего — будут перенесены за территорию города.
«СП»: — Но из-за подобных преобразований в проигрыше окажутся именно простые москвичи. Ту же картошку придется покупать в супермаркетах втридорога, да еще какую-нибудь турецкую…
— Чтобы в чем-то выиграть, надо где-то уступить. Конечно, если перевести рынки под крышу нового торгового центра, то ситуация не изменится: нелегалов меньше не станет, криминал никуда не денется, а этот торговый комплекс будет находиться под той же «крышей» силовиков.
А что у нас делает полиция, если происходит какой-либо межнациональный конфликт? Правильно — устраивает показательные рейды, тем самым еще сильнее разжигает межэтническую рознь. А правоохранители должны бороться с криминалом ежедневно, а не только разово, да и то — с нелегалами.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов видит в ликвидации рынков передел рыночной собственности.
— Схема здесь классически — коррупционная: под правильную позицию законодательных и исполнительных органов, призванную навести порядок в той или иной области, запускается нужная тема. И под прикрытием какого-либо преобразования заинтересованные люди делят рынок.
Вы, кстати, заметили, что в любой ситуации с националистическим «душком» все тут же начинают искать виновных на рынках? И почему-то никто не ищет их в органах ФМС, полиции, а также среди представителей местных управ. Ведь всем известно, что существуют конкретные группировки, которые контролируют мигрантов. Причем независимо от сферы, где те трудятся, — на рынке, или, скажем, в ЖКХ. Напрашивается простой вывод: по сути, мы имеем дело с работорговлей, которую прикрывают «оборотни в погонах».
Фото Константин Чалабов/ РИА Новости