Экономика
28 мая 2014 15:04

Тарифами по ценам

Бензин и дизтопливо к лету снова подорожают

511

Цены на топливо в России продолжают расти, обгоняя темпы роста инфляции. Как сообщил Росстат, за апрель потребительские цены на автомобильный бензин выросли на 0,8% к марту, с начала года рост составил уже 2,6%, а в годовом выражении и вовсе достиг 6,6%. Однако к лету ожидается резкий скачок роста, и на сей раз его виновником станет РЖД. Железнодорожники планируют повысить тарифы на перевозку нефтепродуктов почти на 6%, соответственно, подорожает и конечная цена топлива.

Самое интересное, что Минэкономразвития, которое на словах борется с ростом цен, на деле поддерживает эту «индексацию тарифов» РЖД на перевозки нефтеналивных грузов, сообщил замминистра экономразвития Сергей Беляков на деловом форуме ЕБРР в Варшаве. «Мы свою позицию высказали и направили проект доклада в правительство. Насколько я знаю, заседание в правительстве состоялось, и нашу позицию поддержал, в частности, первый вице-премьер Игорь Шувалов. Доклад направлен президенту. Ждем решение», — передает слова Белякова ИТАР-ТАСС.

При этом, правительство уже поддержало железнодорожников — с 1 мая стоимость перевозки нефтеналивных грузов была увеличена на 6%. По данным «Ведомостей», это повышение принесет РЖД 12 млрд рублей дополнительно, но оно не в состоянии избавить компанию от убытка по итогам года, который может составить 25 млрд рублей. Сократить его может только новая индексация, которая, судя по всему, уже неотвратима, как неотвратимо и то, что правительство ее снова поддержит.

Причиной, заставившей железнодорожников задуматься об удорожании своих услуг, стали убытки в 16 млрд рублей, которые РЖД понесли в первом квартале нынешнего года. «Это тот самый убыток, который оказался незакрытым за счет возможного повышения тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов, который был предварительно согласован, но потом под давлением участников этого рынка это решение было заморожено. Фактически на 6,6% урезан доходный бюджет компании», — цитируют «Ведомости» президента РЖД Владимира Якунина.

Кстати, первоначально Якунин предлагал повысить тарифы уже со второго квартала года и сразу на 13,4%, но правительство не поддержало такие высокие цифры. Затем он предлагал поднять тарифы на 6,6%, а в результате остановились на 6%. Но даже эти проценты заметно повлияют на стоимость бензина на заправках. Как говорят специалисты, автомобильное топливо подорожает на 20 копеек. Сейчас литр бензина 92 марки стоит в среднем около 30,5 рубля, марка 95 — на три рубля дороже, при этом, с начала года цены увеличивались уже дважды.

«Такое решение приведет к росту цен, но на какую величину, сказать затрудняюсь», — заявил «Утру» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Как поясняет директор одной из кировских АЗС Сергей Ердяков: «Если это повышение будет, то естественно скажется на ценах бензина. Однозначно. Почему? Потому что у нас своих заводов нет. Все возят с Башкирии, с Ухты, с Перми. Конечно, деньги ниоткуда не берутся. В конечном счете, они идут от потребителя. Я думаю, что где-то на рубль цена подрастет».

А по мнению гендиректора «ИнфоТЭК-Терминал» Рустама Танкаева: «Масштаб роста будет зависеть от региона и плеча поставки. Чем больше плечо поставки, тем больше будет рост цен. Для тех регионов и городов, поставки в которые целиком и полностью осуществляются бензовозами (Москва, Санкт-Петербург, Самара), никаких изменений не будет. С отдаленными регионами, такими как Западная Сибирь, а также в ряде регионов Центральной России, таких, как Воронежская область, цена вырастет. Этот рост будет напрямую зависеть от расстояния от НПЗ и составит до 0,5%».

И его слова подтверждает статистика Росстата. В апреле цены на бензин в среднем увеличились на 0,8%. При этом удорожание бензина зафиксировано в 14 субъектах России, на разную величину: от 0,3% в Нижегородской области до 9,1% в республике Татарстан. В Саратовской области и Республике Саха (Якутия) цены производителей на бензин сохранились на уровне марта, а в Ярославской области, республике Башкортостан и Омской области даже отмечено его удешевление на 1,8%, 0,3% и 0,2% соответственно.

Между тем, перевозка нефтеналивных грузов является одним из основных и наиболее доходных видов деятельности РЖД. Поэтому вовсе не удивительно, что железнодорожники намерены повышать тарифы, и вряд ли они откажутся от этой идеи. А вот топливные компании, наверняка, скоро начнут массово отказываться от услуг РЖД в пользу автомобильного транспорта. К примеру, уже сейчас на расстояние до 500 км топливо выгоднее возить не железнодорожными цистернами, а бензовозами, говорят специалисты, а с ростом тарифов эта планка может сместиться и до 1 тыс. км.

Однако полностью отказаться от железнодорожных перевозок нефтепереработчики не смогут, поэтому многие из них значительно пострадают от роста тарифов, причем — не самые прибыльные. Ну а затем, повышение цен на топливо неизбежно отразится на стоимости товаров и услуг, а следом вырастет и общий показатель инфляции в стране.

«Львиная доля» государства

И все-таки, неужели только «вредители» из РЖД виноваты в том, что бензин и дизтопливо на российских заправках дорожают не по дням, а по часам? Об этом «СП» рассказал старший экономист Финансовой группы «Риком» Владислав Жуковский.

— Ситуация с оптовыми ценами на топливо в России, на самом деле, близка к критической — в реальности они растут на 7%-10%, а местами и на 12% в год. Это происходит на фоне стагнации на товарно-сырьевых рынках. То есть, нефть может даже снижаться в цене, но это вовсе не мешает нефтепродуктам дорожать. И главная причина кроется в повышении правительством акцизов на производство нефтепродуктов. Государство взяло курс на это повышение еще четыре года назад, и с тех пор пошлины и налоги на производство нефтепродуктов быстро растут. А так как уклониться от их уплаты производителям довольно сложно, то они перекладывают издержки на плечи потребителей, разгоняя инфляцию в экономике.

«СП»: — Так значит, РЖД вовсе не главный виновник того, что цены на топливо растут?

— Что касается повышения тарифов РЖД на перевозки нефтепродуктов, то это, конечно, еще один удар по нефтеперерабатывающей отрасли страны, по всей ее производственной цепочке. Сначала повышение тарифов на перевозку сырья пропорционально скажется на стоимости конечного продукта нефтепереработки — приблизительно в тех же процентах. Затем произведенный продукт будет транспортироваться до потребителя, и его стоимость еще раз вырастет. К примеру, на московской заправке стоимость транспортировки составляет около 15% от цены топлива. К тому же, владельцы АЗС наверняка воспользуются ситуацией, чтобы заработать на этом. По данным ФАС, на рынке нефтепродуктов России процветают монопольные сговоры, а штрафы по прежнему в разы меньше, чем реальные прибыли монополистов, которые получают сверхприбыли на завышении цен на бензин.

«СП»: — Можете ответить на главный вопрос, который беспокоит россиян. Почему в стране, которая производит нефть и снабжает ею всю Европу, такой дорогой бензин?

— Для того, чтобы это понять, нужно посмотреть на структуру ценообразования нефтепродуктов в России. На себестоимость и производство нефти у нас приходится всего лишь 20%, еще 15% приходится на транспортно-логистические услуги, около 5−7% идет на прибыль автозаправки, и есть еще небольшие проценты на маркетинг и рекламу. Но около 50%, а может даже чуть больше, забирает государство за счет разного рода налогов, начиная с НДПИ, НДС, и заканчивая акцизами. В результате из 32−33 рублей, которые платит россиянин на заправке за литр бензина, 16−17 рублей он платит государству.

Поэтому повышение тарифов РЖД, конечно же, влияет на рост цен на бензин и дизтопливо, но далеко не решающую роль. Новые тарифы приведут к росту цен на 50 копеек, максимум на 1 рубль, что не идет не в какое сравнение с «львиной долей» государства.


Тем временем, чтобы смягчить последствия повышения тарифов РЖД для нефтяной отрасли, Минэнерго предлагает снизить таможенные пошлины на бензин, а также акцизы на нефтепродукты. Как пишут «Ведомости», соответствующие предложения уже направлены вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Однако эксперты считают, что это нереально — доход от роста акцизов уже предусмотрен в региональных бюджетах. К тому же, топливные акцизы — это основной источник наполнения региональных дорожных фондов, на который приходится свыше 70% поступлений. Кроме того, ставки от акцизов и таможенных пошлин идут не только в региональные, но и в федеральный бюджет. Так что, в условиях нынешнего дефицита, у Минэнерго очень мало шансов провести свои инициативы.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов.

Последние новости
Цитаты
Владислав Жуковский

Экономический эксперт, аналитик

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Геворг Мирзаян

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня