Российская экономика испытывает серьезную нехватку инвестиций. Банк России обеспокоен тем, что иностранные инвесторы легко заходят на российский рынок, но так же легко и быстро его покидают.
Минфин, категорически возражая против заимствования средств из Фонда национального благосостояния, предлагает решить проблему так называемых «длинных» инвестиций через внедрение индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который должен прийти на смену накопительной части пенсии (впервые замороженной в 2014 году).
Предлагаемая ведомством концепция ИПК заключается в следующем: сверх тех отчислений в размере 22% от зарплаты, что уже делает работодатель на страховую и замороженную накопительную пенсии, гражданин отдаст еще 6% своего месячного дохода в негосударственный пенсионный фонд по собственному выбору. Автоматически на эту систему переведут тех, чья зарплата составляет более 85 тысяч рублей, людям с более низким доходом предоставят право добровольного вхождения.
Предполагается, что эти средства будут находиться в собственности гражданина, их можно будет наследовать или использовать для лечения тяжелых заболеваний. Минфин настаивает, что при этом россияне смогут рассчитывать на рост пенсий в среднем на 20% (а при успешной работе НПФ и более высоких взносах пенсии смогут достигнуть 60% процентов от уровня прежней зарплаты).
Чиновники рассчитывают, что реализация концепции ИПК даст российской экономике толчок и высвободит около 1,5% ВВП для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Грамотные инвестиции позволят России стать промышленным лидером, повысить производительность труда и создать новые эффективные рабочие места.
Комментируя для «СП» эту новацию, аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев отметил:
— С точки зрения государства те средства, которые формируются в негосударственных пенсионных фондах, лежат без дела, так почему бы не запустить их в оборот? Только вот проблема в том. что у нас любой проект в ходе его реализации многократно превышает первоначальную смету. Вспомните историю с бюджетом ЧМ-2018 по футболу, со строительством объектов зимней Олимпиады в Сочи и Крымского моста, с финансированием новой Кольцевой автодороги в Московской области. Неоднократно в эти проекты вливались миллиарды и миллиарды, а средств почему-то постоянно не хватало. Космодром «Восточный» строили — вообще все деньги пропали, пришлось выделять еще столько же.
Я боюсь, у пенсионеров деньги возьмут, направят их в какой-нибудь проект, а эти средства попросту уйдут в землю. Вместо этого нужно просто научиться грамотно использовать имеющиеся средства, потому что как только мы научимся это делать, их не надо будет занимать у стариков, их понесут нам сами инвесторы, причем не только отечественные, но и зарубежные.
Из-за проблем с эффективностью у нас низкая производительность труда, сколько денег ни вложи — все будет мало. Эта идея с направлением средств ИПК в экономику, полагаю, обречена на провал не с той точки зрения, где, простите, по-быстрому «надыбать» средств, а с точки зрения именно реализации проектов. Любой инвестор, будь то частное лицо или какой-то фонд, будут нести деньги на рынок только при условии гарантий того, что правила игры неожиданно не поменяются. А у нас они постоянно меняются, у нас слабый инвестклимат, у нас налоги растут. Поэтому нет гарантий того, что эти средства вернутся хотя бы в объеме первоначальных вложений. Так что главная проблема в России не в том, каким именно образом деньги у работающих изъять в пенсионные фонды, а как их использовать и не растерять.
Новости пенсионной реформы: Данные Росстата о размерах пенсий могли оказаться завышенными на 25−30%