
«От увеличения ставки отчислений в фонды вероятны последствия, противоположные задуманным», — такую точку зрения высказал главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман, комментируя предложение Министерства финансов по увеличению страховых взносов с зарплат свыше 122 тысяч рублей.
Ранее стало известно, что в рамках «донастройки» налоговой системы, Минфин предложил повысить страховые взносы с годовых зарплат более 122 тыс. рублей в месяц. Если сейчас работодатель платит в пенсионный фонд 22% до тех пор, пока зарплата накопленным итогом не превысит 1,46 млн рублей, после чего ставка падает до 10%, то согласно инициативе ведомства Антона Силуанова лимит предлагается повысить, что заставит работодателей дольше делать отчисления по обычному тарифу, а не по льготному. По подсчетам министерства, к 2024 году данная мера позволит дополнительно направить в бюджет 45 млрд рублей.
Вместе с тем, как указывает Марк Гойхман, концепция «люди — новая нефть», как фактор налогообложения и стремления «снять» в бюджет побольше средств с работников, ущербна сама по себе.
«В современном мире наиболее перспективны и эффективны расходы на человеческий капитал. В передовых технологиях и продуктах, как никогда ранее, высока доля не материалов или оборудования, а именно квалифицированного интеллектуального труда. В этом, а не в природных ресурсах — перспектива для России достижения мировых позиций. И с такой точки зрения, выражение „люди — новая нефть“ исключительно верно. Но в этом случае для государства необходимо стимулировать использование квалифицированного и сложного труда, в том числе и поддержкой повышенных зарплат. Правительство же ради гипотетических сиюминутных интересов бюджета делает ровно наоборот», — говорит эксперт.
Он обращает внимание, что порог в 122 тыс. рублей, определенный Минфином, является уровнем дохода вовсе не богатых людей — такие суммы, как правило, получают именно образованные, квалифицированные сотрудники, руководители среднего звена.
«Таких людей не так мало — примерно 7% граждан, или пять миллионов человек. Если повысить отчисления с таких зарплат, для работодателей снизится возможность привлекать необходимых сотрудников, повышать эффективность отдачи от труда. В целом это удар по производительности в экономике, по интенсификации роста ВВП. Кроме того, любое повышение налогов в условиях низкой рентабельности бизнеса приводит к стремлению ухода в „серую“ зону», — предупреждает Марк Гойхман.
Эксперт напоминает, что в экономической науке существует такое понятие, как «кривая Лаффера», которая показывает, что повышение ставок налогов увеличивает доходы бюджета лишь до определенного предела.
«После превышения ставками данного предела, бюджетные поступления не возрастают, а снижаются — сказывается дестимулирование бизнеса, его сворачивание из-за повышения затрат, а также уход от налогов „в тень“. Вот и в данном случае, из-за увеличения ставки отчислений в фонды могут наступить последствия, противоположные задуманным», — резюмирует экономист.